25 декабря Рождество Христово празднуют не только католики, но и православные многих стран, лютеране и другие протестантские конфессии.
Все дело в календаре – одни отмечают этот день по старому образцу (по Юлианскому календарю) – 7 января, другие – но новому, где дата выпадает на 25 декабря (по Григорианскому календарю). Вместе с тем, существуют некоторые отличия в традициях празднования Рождества у католиков и православных.
Григорий против Юлиана
Иисус Христос, согласно Евангелию, родился в иудейском городе Вифлеем во времена правления императора Августа. В тот момент на небе засияла Вифлеемская звезда.
Традиция изготавливать и украшать новогоднюю елку Вифлеемской звездой пришла с тех давних времен. Но отмечать это событие как праздник стали значительно позже. Первое упоминание о празднике Рождества Христова датируется IV веком.
В восточных и западных церквях до IV века Рождество Христово, которое соединялось с праздником Крещения, праздновали 6 января и именовали его Богоявлением.
Разница в датах празднования возникла после проведения римско-католической церковью в 1582 году календарной реформы, которая не была признана православной церковью.
Многие католические церкви, но далеко не все, перешли на Григорианский календарь, в котором Рождество выпадает на 25 декабря. А многие православные остались “верны” Юлианскому календарю, где датой рождения Христа является 7 января.
Поэтому 25 декабря нельзя называть “католическим”, как и 7 января – “православным”. Но мы решили рассказать читателям о различиях в традициях празднования этого дня.
Облатка или кутья
Рождество отмечают в ночь – католики с 24 на 25 декабря, православные – с 6 на 7 января. В первом варианте это именуется – Сочельник, во втором – Святвечер.
В православных традициях празднованию Рождества предшествует 40-дневный пост. Самый строгий пост в Святвечер – не рекомендуется принимать еду до восхода первой, Вифлеемской, звезды. А ужин 6 января начинается с кутьи – главного блюда в постном рождественском меню. Всего таких блюд, по народным поверьям, на столе должно быть 12, и все постные.
А вот у католиков строгого поста нет – период воздержания, в том числе в пище, перед праздником не обязателен. Зато перед Рождеством есть период покаяния, длящийся 4 недели – Адвент. В это время верующие исповедуются, причащаются, молятся.
Обязательно в Сочельник все католики отправляются на богослужение в церковь и едят в этот день они лишь сочиво – зерна пшеницы или ячменя, отваренные в воде и приправленные медом. Садятся за стол так же, как и православные – с появлением первой звезды на небе. И тут вся семья обменивается облатками – пластинками пресного хлеба с фигурным рисунком, они символизируют тело Христа. Отломив кусочек облатки, тот, кому ее дарят, произносит доброе пожелание.
По народной традиции, у католиков на столе тоже должны стоять 12 постных блюд.
Подарки и украшения
Общепринятой традиции по украшению дома к Рождеству у православных – нет. Но в Украине одним из главных рождественских украшений является дидух – сноп из колосьев овса, пшеницы, ржи и льна, оставшихся после покоса. Он стоит в течение недели в углу под иконами.
Рождественские подарки у православных также не предусмотрены – обмениваются ими или в Новый год, или на День святого Николая.
А вот у католиков немного иная традиция. Во-первых, дом к Рождеству украшается тщательно – яслями, фигурками младенца Иисуса и Девы Марии и соломой. Обязательно к 24 декабря уже стоит нарядная елка, а где-то под потолком – омела. Также на столе – хвойный венок со свечами.
Во-вторых, именно в рождественскую ночь Санта Клаус, прообразом которого выступает святой Николай, приносит подарки и складывает их в специально подготовленные носки.
А как же гусь?
Рождественский ужин не состоит из жирного гуся с яблоками или огромной индейки. Как и принято в сочельник, на столе присутствуют лишь постные блюда. А вот гусь с индейкой появляется уже на трапезу 25 декабря. Собственно, как и у православных – 7 января на стол подают разнообразные мясные блюда. Пост-то закончился.
Любопытно, что за рождественским столом у католиков всегда есть одно пустое место: кто бы ни пришел в дом – будет желанным и дорогим гостем.