17 мая 2018 г. режим Порошенко арестовал главного редактора РИА «Новости Украина» Кирилла Вышинского. В этот же день партия «Оппозиционный блок» заявила протест упомянув среди политзаключённых и Василия Муравицкого. На сайте партии узник совести Муравицкий внесён в список политзаключённых Украины. Жаль, что когда арестовали Муравицкого, эта партия не заявила такого протеста, хотя бы на местном, житомирском уровне (хороша ложка к обеду). Василий Муравицкий уже оказал поддержку коллеге Кириллу Вышинскому и отправил ему посылку. Партия в заявлении подчёркивает:
Оппозиционный блок» считает задачу борьбы за свободу слова и права журналистов ключевой задачей для всех демократических сил в Украине.
23 мая 2018 г. в интервью корреспонденту «Русская служба радиостанции «Голос Америки» известный правозащитник Владимир Чемерис член Украинского Хельсинского Союза, высказал своё мнение о политическом деле Муравицкого:
Преследуемые должны освобождаться не по обмену, а вынесением решения суда об их невиновности. Решение суда должно фиксировать, что это свободный человек, его нельзя преследовать за высказывание, инакомыслие, нельзя к нему применять цензуру. И благодаря таким решениям суда, виновные в преследовании инакомыслящих, должны понести в будущем ответственность.
Правозащитник подчеркивает, что в Украине фиксируются системные нарушения гражданских прав, свободы собраний, свободы слова и другие гражданские права.
Этот процесс преследования инакомыслия никуда не делся, уголовное преследование за то, что высказал несогласие с мнением власти, продолжается. Например, международными правозащитными организациями журналист Василий Муравицкий в прошлом году признан узником совести в Украине, но продолжает находиться в следственном изоляторе.
Далее радиостанция «Голос Америки» даёт краткую справку о житомирском политзкалючённом:
Напомним, что Amnesty International призвала украинские власти «снять ложные обвинения в измене с журналиста Василия Муравицкого. «Власти Украины должны снять все обвинения с журналиста и узника совести Василия Муравицкого, который провел месяцы в заключении за критику политики властей в отношении конфликта в Донбассе и оккупированного Россией Крыма», – подчеркивается 20 декабря 2017 года на странице Amnesty International в России.
Эксперты Международного общества прав человека (МОПЧ, Франкурт-на-Майне ФРГ) продолжают мониторинг судебного процесса над узником совести, известным журналистом Муравицким В.А. Был проведен анализ судебного заседания от 07.05.18 г.
Как в прошлом отчете мониторинга отмечалось системное нарушение прав Муравицкого и защиты, так и в новом они подчёркнуты. Первое на что эксперт обратил внимание:
Само заседание по сути свелось к подаче прокурором ряда статей, авторство которых он приписывал обвиняемому. Как доказательство, сторона обвинения использовала заключения автороведческой экспертизы, задача которой состояла в определении авторства путем сравнения статей, которые бесспорно написаны В. Муравицким, со статьями, подписанными разными авторами. Но сама экспертиза вызвала ряд обоснованных замечаний со стороны защиты: для сравнения за основу были взяты спорные статьи (а не те, например, за которые В. Муравицкий официально был награжден), тексты не были переведены на государственный язык ни для эксперта, ни для суда, а дополнительное подтверждение авторства заключалось в протоколах осмотра неких сайтов с включенными в них скриншотами экранов. Соответствие этих скриншотов специальным процедурам, предусмотренным уголовным процессом для определения фотографий как доказательств, также оспаривалось адвокатами.
Рассмотрим этот тезис. Эксперт считает, что суду были предложены сомнительные документы, если говорить словами адвоката Андрея Гожего – подложные документы. Почему эксперт из ФРГ, и адвокат не зная друг друга, сошлись во мнении? Потому, что прокурор предложил суду документы, которые нарушали принципы создания таких документов, т.е. принципы права. Может это произошло в силу юридической неграмотности?
Человечество веками шло к тому, что называется сегодня непредвзятый, объективный подход к следственному делу. Это был мучительный и кровавый путь. В 19-20 веках принцип стал разрабатываться как методика, как пошаговые действия следствия, прокурора и суда (поэтому юриспруденция является наукой, а не сентиментальной болтовней). Эта методика заложена в современном законодательстве Украины: Уголовный кодекс и Уголовный процессуальный кодекс. Обратившись к записям суда, которые доступны в интернете, мы увидим, что прокурор предлагал суду документы, которые были составлены в нарушение УПК Украины. Суд со спокойствием сфинкса эти «доказательства» принимает, копит, копит их и что из этого выйдет?
Если прокурор Вадим Левченко действительно поставил своей целью доказать вину Муравицкого, подчеркну – доказать, то зачем велась работа с нарушением принципов права, принципа объективности? Например, что или кто ему мешал взять образцы письменной речи Муравицкого в Житомирском университете, в горисполкоме виде тех статей, за которые он получал государственные награды? Что ему мешало документировать каждую статью как электронный документ, или как фотокопию с привлечением понятых, как это требует УПК? Зачем заставляли Муравицкого написать заявление на обмен?!
Невольно напрашивается шальная мысль: «А может Путин загипнотизировал прокурора?!, а может…». Ой, тьфу, чур меня! Не может быть! Съем шоколад “рошена” и наваждение уйдёт! Но вопросы останутся. Их вбивает в головы житомирян наш драгоценнейший обвинитель, когда предлагает в качестве доказательства волшебную формулу: «Мы так считаем», авторство статьи на польском языке устанавливает визуальным осмотром статьи, которую не может прочитать. Слушаешь прокурора Вадима Левченко и понимаешь – Фемида покинула Житомир и туточки процветает кривозаконие. Это позволяет утверждать – Житомирщина край процветающего варварства, дикости, невежества, свинского отношения власти к народу и гражданам. На Житомирщине действует принцип: местечково-хуторская власть назначила Муравицкого виновным, то все и прокурор и суд и житомирская общественность обязаны с этим согласиться.
Какие ещё нарушения обнаружил немецкий эксперт?
Предполагаемые нарушения Европейской конвенции прав человека и основоположных свобод. Как одно из основных нарушений прав обвиняемого можно отметить тот факт, что прокуратура не предоставила стороне защиты тексты статей и заключение автороведческой экспертизы до составления обвинительного акта, что лишило адвокатов возможности оспаривать экспертизу и требовать назначения повторной. Также, по заявлению стороны защиты, прокуратура вообще не ознакомила с материалами дела одного из адвокатов.
Опять повторюсь, если прокурор убеждён, что он прав, зачем нарушались права защиты?! Когда прав, то не надо попирать права защиты, а на аборт, стремишься быть с защитой предельно вежливым и корректным, стремишься выполнить каждый пунктик закона. Это залог того, что тебя поймут, истина будет доказана и принята. Но совершаются служебные действия так, что на это обращают внимание эксперты из Евросоюза. Именно поэтому десятки международных правозащитных организаций, профессиональных союзов журналистов разных стран признали Василия Муравицкого политзаключённым. В этом мнении сошлись Министерства иностранных дел двух, спорящих стран США и России! Так и хочется крикнуть – слава прокурору Вадиму Левченко!
Далее МОПЧ напоминает основоположные принципы, которые недопустимо нарушать иначе все мы окажемся не в обществе, а в диких джунглях, где сильнейший всегда сыт и прав.
Европейский суд по правам человека отмечает, что в целях содействия проведению защиты, обвиняемому не должны препятствовать в получении копий соответствующих документов из материалов дела (дело «Расмуссен против Польши»), а также указывает на то, что Конвенция гарантирует обвиняемому «достаточное время и условия для подготовки своей защиты», и потому предполагает, что реальная деятельность по защите должна включать все «необходимое» для подготовки к основному судебному разбирательству. Обвиняемый должен иметь возможность организовать свою защиту должным образом и без ограничений возможности изложить все аргументы защиты суду, и таким образом повлиять на исход разбирательства (дело «Моисеев против России»).
Ещё одна правозащитная организация обратила внимание на судебный процесс над Муравицким – «International service for Human Rights» (ISHR) «Международная служба по правам человека». Она является независимой некоммерческой организацией с отделениями в Женеве (Швейцария) и Нью-Йорке (США), которая поощряет и защищает права человека, поддерживая правозащитников, укрепляя стандарты и системы прав человека. Она приступила к мониторингу судебных процессов над Муравицким и на своём ютуб-канале monitoring ISHR поставила полную видеозапись суда от 07.05.18 г.
Международное правозащитное сообщество продолжает внимательно наблюдать над политическим процессом над узником совести, журналистом Василием Муравицким. Украина не должна погрузиться в тьму, в ад произвола местечковых князьков, права человека в Украине восторжествуют.
А. Мальва