3 февраля представители спецподразделения Национальной гвардии Украины «Азов», в рядах которого немало украинских националистов и патриотов, заявили, что выступают за украинский, а не татарский Крым, и выразили недовольство крымскими татарами, покинувшими полуостров, в частности потому, что те «занимаются пропагандой своих религиозных верований». При этом еще в конце января организаторы гражданской блокады Крыма говорили о своем переходе на другой уровень. Они считают, что успешно остановили «товарную и энергетическую контрабанду», подняли вопрос Крыма на международный уровень, и теперь пора взяться за военный аспект.
Насколько можно судить по заявлениям западных лидеров, вопрос о принадлежности Крыма постепенно переходит из политической плоскости исключительно в риторическую: в последнее время несколько раз прозвучало мнение о вредоносности обоюдных санкций, а международная повестка в целом перестала замыкаться на взаимоотношениях России и Украины. На этом фоне команда президента Украины Петра Порошенко вынуждена все громче твердить о продолжении освободительной борьбы.
Так, 24 января президент Украины анонсировал ряд шагов для деоккупации Крыма, в частности, создание переговорной площадки в новом формате «Женева+» и подготовку ряда судебных исков. Согласно замыслу официального Киева, к процессу следует привлечь ЕС и США, а также страны-гаранты Будапештского меморандума (этот документ подписан также Россией и Великобританией, гаранты без подписи — Китай и Франция).
Приоритетом Киева на ближайшее время объявлено освобождение незаконно арестованных крымских татар, обеспечение соблюдения прав крымско-татарского народа, принятие «дорожной карты программ по деоккупации Крыма», которая должна обязательно включать в себя международное давление, в том числе посредством санкций и судебных процессов.
Инициативы Порошенко нашли поддержку у главы украинского Минфина Натальи Яресько. На форуме в Давосе именно она внезапно выступила главным спикером по крымскому вопросу, выразив категорическое несогласие Киева с утратой и анонсировав некую «новую дипломатическую инициативу» для «восстановления контроля». Подобное заявление от Яресько выглядит странным только на первый взгляд.
Впрочем, никакой конкретики за этим не последовало, горячей поддержки западных партнеров тоже не наблюдалось. Если исключить традиционные антироссийские «обеспокоенности» Белого дома, остальные адресаты апелляций воздержались от каких-либо ободряющих Киев комментариев. И украинским властям не остается ничего другого, как максимально поощрять активистов, избравших своей миссией гражданскую блокаду оккупированного полуострова.
На основе материалов: lenta.ru