Home » СУСПІЛЬСТВО » История Свято-Крестовоздвиженской церкви

История Свято-Крестовоздвиженской церкви

Сергей Сербин, историк

Подобная газетная статья  это всегда либо философское, либо публицистическое мнение автора, порой не представляющее интереса для будущих историков. В работе в хронологическом порядке излагаются базовые события без субъективного взгляда на события.

Первый период – Российская империя (1800-1917).

Особенность данного периода в том, что Российская православная церковь (были и другие варианты названия – Греко-восточная российская православная церковь, называлась до 1943 г.) была государственным институтом власти, находилась на содержании государства, церковь, как организация получала ругу (содержание), священнослужители, монашествующие и церковнослужители – установленную ставку. Вся система духовного образования находилась на содержании государства. Статус граждан определялся по вероисповеданию. Неправославные считались инородцами с соответствующими последствия исходя из социального статуса гражданина.  Церковь, через систему церковно-приходских школ и преподавания «Закона Божия» определяла формирование мировоззрение православных граждан Российской империи.

В Житомире Православная Крестовоздвиженская церковь построена в историческом центре города – на Замковой горе. Известно, что в семнадцатом веке на этом месте возвели деревянную церковь. Она находилась недалеко от ворот Житомирского замка. Там, где размещались правители православного исповедания, то православную церковь строили в нутрии замка или крепости. Строительство Крестовоздвиженской церкви приходится  во времена Речи Посполитой, где православие считалось политически неблагонадёжной религией, а православная церковь – еретической. Этим, по-видимому и было определено место постройки храма – за пределами Житомирского замка, которым владели паны-католики. Но и постройка возле замка, говорит о силе и влиянии православия в этих местах, что, в первую очередь, определялось присутствием православных дворян, большого числа православных купцов, ремесленников, крестьян и приходивших на Житомирщину казаков. Возможно, что и ранее на этом месте была возведена деревянная церковь, которая обветшала и была заменена на новый деревянный храм. Возможно, что в те древние времена храм по-другому назывался. Но нам это достоверно не известно. Дошедшая фотография храма позволяет предполагать, что храм был построен в стиле, который в  двадцатом веке искусствоведы назовут казацкого барокко или украинский стиль. В XVIII в. при власти Речи Посполитой древняя улица идущая от Крестовоздвиженской церкви до Подола и Малёванки называлась Сгористой (спускающийся с горы), а в XIX в. и начале XX веков во времена Российской империи – Воздвиженской. В 30-е года XX в. при советской власти переименована в улицу Шолом-Алейхема. Площадь перед храмом в XIX в. называлась Воздвиженской, на которой находился самый древний в городе Воздвиженский рынок. Сегодня площади нет, и на её месте зеленеет сквер.

В конце XIX в. церкви были приписаны прихожане бедняки, жившие на окраине Житомира – Малёванки и Крошни. К концу девятнадцатого века деревянная церковь стала ветхой. Её настоятель протоиерей Александр Селецкий решил построить кирпичную церковь. На постройку нового храма начал сбор средств. В  течение нескольких лет прихожане-бедняки смогли собрать 3000 рублей. Этой суммы было недостаточно для возведения каменного храма, и он обратился в Святейший Правительствующий Синод Российской православной церкви  за выделением недостающей суммы. Синод выделил необходимые деньги в сумме – 62 890 рублей, что составило 95,5% от общей суммы.

В 1897 году был заложен фундамент храма, а в 1900 г. возведён новый каменный храм. 10 (14) декабря 1900 г. архиепископ Волынский и Житомирский Модест (Стрельбицкий) в присутствии Волынского губернского начальства и большого стечения народа торжественно освятил новую церковь. Это была последняя приходская церковь, построенная в Житомире до революционных событий 1917 года. Спроектировал церковь главный архитектор Житомира (1895-1898) Арнольд-Адам Карлович Енш (1866-1920). Он же руководил работами по возведению водопровода в Житомире (1896). Церковь крестовой формы, построена в стиле русского барокко и элементами византийской храмовой архитектуры.

Второй период – советская власть (1919-1991).

Особенность этого периода – РПЦ и любая религиозная организация или вероисповедание не имеет статуса государственной религии, не имеет финансовой или любой другой поддержки со стороны государства (хотя и были некоторые особенности в те или иные исторические периоды). Религиозная организация утрачивает право формировать мировоззрение подрастающего поколения, преподавать в школах или иметь систему обучения для несовершеннолетних. В основу обучения в школах взято научное мировоззрение. Вероисповедание становится предметом свободы совести и личного убеждения гражданина. Церковь утрачивает статус юридического лица. С 1919 г. в УССР вся церковная собственность национализирована, равно же и других конфессий. Пользоваться храмами и религиозной утварью могут только религиозные общины, управление которых структурировано согласно законодательству СССР. Священнослужители имеют право совершать богослужения, произносить поучительные проповеди, наставлять в вопросах вероисповедания верующих, но не распоряжаться церковным имуществом. Община платит им заплату.

В нашем случае важно обратить на историческую особенность 20-х годов ХХ века. В эти годы органы советской власти в нутрии РПЦ насаждают расколы в надежде её полностью разрушить или реформировать. По этой причине образуется множество православных течений, которые впоследствии были названы раскольническими. Одно из них было – «Обновленчество» получившее широкую поддержку со стороны органов Советской власти. В конце 20-х годов эта политики была свёрнута. В послевоенный период (1945-1989) на территории Украины было только одно православное исповедание – РПЦ.

В 1918 г. в составе Российской православной церкви образуется Украинская Автономная Церковь. В 1921 г. в УССР образован Украинский экзархат, существовавший до 1990 г.

В 1943 г. Российская православная церковь переименована на «Русскую Православную Церковь».

Когда государство закрывало церкви, то оно юридически не отбирало их у РПЦ, т.к. последнее было лишено формы юридического лица, а разрывало договор с приходской общиной о бесплатной аренде храма, а церковное имущество передавало в другой храм.

    В 1918 году настоятель и строитель церкви протоиерей Александр Селецкий скончался. Приходской совет Крестовоздвиженской церкви на приходском собрании избрал настоятелем второго священника Крестовоздвиженской церкви Александра Дмитриевича Поникарова (1882-1942, ум. в лагере «Свободный» на БАМе), вторым священником – Юлиана Павловича Красицкого (1882-1947 г., был в родстве с покойным священником Александром Селецким, участник ВОВ, работал рабочим на заводе в Киеве).

Апрель-май 1922 г. в Житомире проведена компания по изъятию церковных ценностей в пользу голодающих Поволжья. 3 мая 1922 г. в Крестовоздвиженской церкви было изъято «серебряных изделий 8 фунтов 12 золотников», 5 мая – 3 фунта 52 золотника серебряных изделий.

10 января 1922 года приговором Волынского Революционного Трибунала по ст. 119 и ст. 9 УК УССР за оказание сопротивления при изъятии церковных ценностей настоятель Крестовоздвиженской церкви протоиерей Александр Поникаров осуждён условно на три года лишения свободы. 3 марта 1999 г. реабилитирован.

15 ноября 1922 г. Волынский Революционный Трибунал по ст. 72 УК УССР за распространение контрреволюционной литературы (послание патриарха Тихона (Белавина) по поводу изъятия церковных ценностей) приговорил второго священника Крестовоздвиженской церкви священника Юлиана Красицкого к лишению свободы без строгой изоляции сроком на один год и шесть месяцев. 31 марта 1989 г. реабилитирован.

В 1922 году в Российской православной церкви начались расколы. Одно из течений называлось «Обновленчество» и пользовалось самой широкой поддержкой у советской власти.

В 1923 г. настоятель Крестовоздвиженской церкви Александр Поникаров перешёл в «Обновленчество» и стал лидером обновленчества на Волыни. Крестовоздвиженский храм был первой обновленческой церковью и центром обновленчества в Житомире.

1935 г. обновленческую Крестовоздвиженскую официально церковь  закрыли. Имеется мнение, что реально она была закрыта в 1926 г.

1935-1941 гг. неизвестно, какой организации принадлежало здание церкви.

 В годы оккупации УССР немецко-фашистскими войсками (1941-1944) на территории рейсхкомиссариата «Украина» была образована Украинская Автономная Православная Церковь во главе с митрополитом Волынским Александром (Громадским). Он был избран экзархом Украины. Волынская епархия была восстановлена в дореволюционных границах Волынской губернии Российской империи. Её руководителем стал владыка Александр (Громадский). В Житомир назначили епископа Леонтия (Филиппповича) с титулом Бердичевский, викарий Волынской епархии.

В 1941 году открылись приходские церкви Житомира принадлежавшие Украинской Автономной Православной Церкови.

1942 г. епископ Леонтий (Филиппович) открыл Крестовоздвиженскую церковь, водрузил кресты на куполах, начались постоянные богослужения. Настоятелем был назначен священник Макарий Верещак.

В июле 1943 г. немецкая оккупационная власть отобрала Крестовоздвиженскую церковь у УАПЦ и передала Украинской Автокефальной Православной Церкви возглавляемая архиепископом Поликарпом (Сикорским). Епископ Леонтий (Филиппович) протестовал против этого. Настоятелем был назначен священник Алексей Прибытковский. Он жил в Виннице и раз в месяц приезжал в Житомир совершать литургию.

В начале ноября 1943 г. УАПЦ покинула Житомир и Крестовоздвиженская церковь перешла к прежним владельцам. Настоятелем храма вновь стал священник Макарий Верещак.

В ноябре и декабре 1943 г. в Житомире развернулись жестокие бои. Центр города лежал в руинах. Пострадала и  Крестовоздвиженская церковь – была разрушена северная часть храма. Это определило её дальнейшую судьбу.

В начале 1944 г. церковь была закрыта и перешла на баланс Житомирского городского совета (1944-1987). В дальнейшем она перешла на баланс Житомирского областного совета. Религиозное имущество передали Житомирскому Спасо-Преображенскому собору. Здание церкви отдали под склады с условием, что новый владелец здания восстановит его. Шли годы, но ремонт не проводился. Постепенно здание разрушалось. Руководство Житомирского горисполкома и обкома партии КПСС стало обсуждать снос храма.

В 1973 г. принято решение о передаче здания Крестовоздвиженской церкви под музей атеизма. Но, затем решили разместить музей природы с требованием восстановить здание храма. До этого на протяжении 20 лет музей был закрыт и находился в аварийном здании костёла святого Дукли (в народе называется Семинарский костёл) по улице Ленина, 4 (ныне Киевской).

Музейные работники  лично работали на восстановлении здания Крестовоздвиженской церкви. Они, освоив многие строительные профессии, стали строителями и реставраторами церкви. Сотрудники музея смогли полностью восстановить разрушенный в годы войны храм, и тем самым выполнить требования местных властей. На куполах не устанавливали кресты. В здание провели центральное отопление, что позволяло выдерживать необходимый температурный режим и способствовало сохранению не только фондов, но и самого здания. Оценивать действия сотрудников «Музея природы» надо не с позиции современности (это идеализм в исторической науке и невежество тех, кто не знает историю как науку, а конкретно исторически). В тех исторических условиях «Музей природы» не захватывал храм, он его получил от органов местной власти, восстановил и сохранил. Это было последнее восстановленное здание в Житомире пострадавшее в годы Великой Отечественной Войны. Если бы музей не взялся бы за эту работу, то храм был бы снесён. О том, что местные власти хотели снести его, писал архитектор и строитель Юрий Никулин.

20 июля 1984 г. решением Житомирского облисполкома №7 здание Свято-Крестовоздвиженской церкви взято под охрану как памятник архитектуры местного значения.

В 1986 г. «Музей природы» стал центром стажировки краеведов-природоведов Украины и других республик СССР. В то время это было не только очень почётно, говорило о высоком профессиональном уровне сотрудников музея и научной ценности его коллекций.

В декабре 1987 г. здание Крестовоздвиженской церкви передано Житомирскому областному краеведческому музею для размещения в нём отдела «Музей природы». Директором отдела была назначена Наталия Васильевна Кузьменкова.

История «Музея природы».

История Житомирского краеведческого музея начинается в 1865 года, когда при доме губернатора, а затем Российской публичной библиотеке была открыта выставка 48 экземпляров минералов и горных пород Волынской губернии. К 1900 году (за 35 лет) было собрано более одной тысячи экспонатов, велся научный каталог и описание собрания. В двадцатые годы ХХ века академик В.И. Вернадский писал, что среди всех музеев Украины только Волынский центральный музей собрал научно ценную минералогическую коллекцию. Известный исследователь Волыни Р.Й. Собкевич подарил музею гербарии, которые собирал на протяжении 50 лет. Он совершенно бесплатно каждый день с хронологической точностью записывал показания погоды (направление ветра, показания барометра, термометра, состояние облачности, направление ветров, явления в живой природе). Сегодня его бескорыстный труд позволяет учёным сравнить сезонные ритмы природы в конце XIX с современными наблюдениями. В музее была коллекция насекомых, которых собрал местный краевед А.В. Ксенжопольский. Британский музей хотел её приобрести за 200 тысяч рублей золотом, но коллекционер отказался её продать. Она исчезла в годы фашисткой оккупации Житомира (1941-1943). Профессор С.В. Бельский создал ценную геологическую коллекцию музея. Его научные труды и сегодня цитируются в научном мире. Он выдвинул идею осушения Житомира. Зоолог В.И. Бруховский создал самую ценную в Украине коллекцию фауны Житомирского края. Музей славится самой древней коллекцией чучел животных возраст многих из которых 100-130 лет. Даже в музеях Европы нет настолько хорошо сохранившихся чучел. Собранные музеем геологические и палеонтологические  коллекции, таксидермические скульптуры животных определяют научную и образовательную ценность музея. С 1944 г. музей трижды менял адрес своего нахождения.  Частые переезды сильно затрудняли развитие музея и научную работу.

Третий период – независимая м процветающая Украина (1991-2011).

Необходимо сказать о изменившейся законодательной базе. Закон «О свободе совести и религиозные организации» (23.04.1991) сочетал в себе законодательство советское и новшества. По-прежнему обладателем культовых сооружений оставалось государство. И община брала его в бесплатную аренду. Религиозные организации получили статус юридического лица, что позволило совершать коммерческие действия. Религиозные организации могли быть собственниками культовых сооружений. Можно было отдельным уставом  регистрировать центры управления тех или иных конфессий.

 Законодательство позволяло зарегистрировать общины различных конфессий под одним и тем же названием. Что позволяло общинам самых различных конфессий претендовать на один и тот же храм, которые ранее принадлежали другим конфессиям. Например, в Житомире по улице Коцюбинского находится немецкая кирха, которая до 1919 г. принадлежала лютеранам. В 90-е гг. ХХ в. её передали баптистской общине. Но эта расплывчатая норма способствовала нарастанию межрелигиозных конфликтов в Украине.

 Следует обратить внимание на местную историческую особенность. Конфессиям стали передавать не только культовые сооружения, ранее отобранные у той или иной конфессии, но и жилые постройки, которые так же ранее им принадлежали. Порой предоставлялись бывшие детские садики, санатории, учебные заведения и квартиры. Из этого можно сделать вывод, что местные власти доброжелательно и лояльно относились ко всем религиозным организациям.

На протяжении 20 лет (1991-2011) здание Крестовоздвиженской церкви было собственностью Житомирского областного совета народных депутатов и в нём находился отдел Житомирского областного краеведческого музея «Музей природы». Со стороны местных органов власти отношение к одному из научно-просветительских центров было плохим. Вся двадцатилетняя история музея это ожидание того, когда его выселят и предчувствие его закрытия. А у стен Крестововздвиженской между конфессиями развернулась борьба за обладание зданием.

1991 г. после падения Советской власти «Музей природы» стал получать дефицитное финансирование. Он лишился возможности проводить поточный ремонт здания. Поэтому фасад здания церкви обветшал и выглядел непрезентабельно. Сотрудники музея получали мизерную зарплату.

В 1996 г. в музей пришел внук строителя Крестовоздвиженской церкви протоиерея Александра Селецкого Игорь Юлианович Красицкий. Он рассказал о том, как в раннем детстве жил возле церкви, обстоятельства смерти дедушки и сказал, что он похоронен на Русском кладбище. Директор музея Наталия Кузменкова сочла своим долгом посетить могилу того, кто построил здание, в котором находился музей. Да и она сама была вторым строителем этого храма, когда лично хлопотала о строительных материалах, клала кирпичи, восстанавливая его. Посетив могилу, увидела, что она очень скромная – земляной холм и деревянный крест. Внук уже был глубоким стариком, фронтовик Великой Отечественной Войны. И тогда она приняла решение за деньги «Музея природы» облагородить могилу. Были выделены средства и сотрудник музея известный краевед, учёный-орнитолог Владимир Константинович Цицюра установил металлическое надгробие, металлический крест и всё покрасил. Больше никто эту могилу не облагораживал.

1991-2011 гг. проходила борьба  конфессий за передачу им здания Крестовоздвиженской церкви. В девяностые года различные исповедания делают заявку на получение  Крестовоздвиженской церкви.    1992 г. при Свято-Михайловской церкви УПЦ-КП образована Крестовоздвиженская община, которая и была зарегистрирована в отделе по делам национальностей, миграции и религий Житомирской областной администрации. Руководили общиной различные священнослужители: отец Юрий, Степан Микитин и другие.

В первой половине 90-х годов в «Музее природы» произошёл инцидент. Пришёл священник лет 25-ти и представился, что он служит в Михайловской церкви и входит в Крестовоздвиженскую общину и требует, чтобы музей немедленно убрался из храма. Директор Наталия Кузьменкова пробовала с ним поговорить, объяснить, что музей немедленно не может убраться из храма, что сотрудники его восстановили. Но, возмущённый священник не унимался, кричал и начал бросаться на чучела животных, кидать их и орать. Был вызван наряд спецподразделения милиции «Беркут», который и доставил дебошира в ближайшее отделение милиции. Выяснилось, что священник действительно из Киевского патриархата, обладатель 10 классов образования. В отделении милиции орал, что его одноклассник сын известного политика, который всех накажет. Больше он в музее не появлялся.

4 апреля 1992 г. президент Украины Леонид Кравчук издал указ «О мерах по возвращению религиозным организациям культового имущества». В нём говорилось: «На протяжении 1992-1993 годов совершить передачу религиозным общинам в собственность или бесплатное пользование культовых зданий, которые используются не по назначению».  Это побудило конфессии в Житомире начать регистрацию своих Крестовоздвиженских общин.

В конце 1992 г. при Спасо-Преображенском соборе УПЦ прошло учредительное собрание по организации Крестовоздвиженской общины. 10 мая 1993 г. в отделе по делам национальностей, миграции и религий Житомирской областной администрации была зарегистрирована Крестовоздвиженская община УПЦ. Её руководителем бы протоиерей Григорий Рогальский.

Известно, что на Крестовоздвиженскую церковь претендовало ещё две конфессии: Украинская Греко-Католическая Церковь и Украинская Автокефальная Православная Церковь. Автокефальную церковь представлял священник Владимир Борисович Радзюк. Но, затем он был отлучён от УАПЦ и создал свою «Единая Церковь Христа».  Он больше претендовал на каменный крест, который находился на балансе музея и был установлен возле Крестовоздвиженской церкви. В 2003 или 2005 гг. ему удалось этот крест вывезти с территории музея и поместить в собственном доме. Священник Владимир Радзюк разработал своё собственное учение, согласно которому Житомир основан более 9 тысяч лет тому назад, а тайный текст об этом высечен на кресте. Отсюда и ценность креста для него. Так же он утверждает, что Иисус Христос родом из Житомира, а он его потомок, что 12 апостолов похоронены в золотых гробах на Замковой горе Житомира и если хорошенько покопать, то можно их найти. Милиция пришла к нему домой и вернула крест музею. В 2010 г. с южной стороны храма он установил крест на постамент, вывел краской текст, который высечен на камне. В 2011 году, кода храм передали УПЦ, неизвестно когда и кем крест был вывезен на территорию Рождества Христова женского монастыря в с. Червоном Андрушевского района (ныне Бердичевского) Житомирской области. Это косвенно подтверждает устные разговоры житомирян, что его вывезли по распоряжению епископа Никодими (Виктора Васильевича Горенко). Это, якобы было сделано для того, чтобы избавиться от претензий и неординарного поведения священника Владимира Радзюка. По рассказам крест валялся на территории монастыря и его забрал в Житомир известный житомирский краевед Григорий Павлович Мокрицкий. Он никому не хотел говорить, где он поместил крест и тайну эту унес в могилу, скончавшись 26 декабря 2021 года.

Основная борьба за обладание храмом развернулось между УПЦ-КП и УПЦ. В 90-е года между ними не наблюдалось острой борьбы. Что вполне логично, шёл первичный процесс накопления капитала и ещё не сформировались политические силы, которые бы отражали интересы тех или иных круп капиталистов. С нулевых годов претензии обеих сторон приобретают острый характер и каждая из сторон пользуется поддержкой той или иной политической силы. Это показывает анализ местной прессы. Предполагаем, что рутинный вопрос о передаче храма стал предметом местной политической подковёрной борьбы.

С 2000 г. каждая из претендующих общин стали еженедельно (суббота или воскресенье) совершать молебны или богослужения у стен Крестовоздвиженской церкви.

К 2002 г. на обладание Крестововздвиженской церковью претендовало 4 конфессии: УПЦ-КП, УПЦ, УАПЦ, УГКЦ. Самую большую активность проявляли представители УПЦ-КП и УПЦ.

Основные тезисы обеих сторон.

УПЦ-КП:

  1. Украинское должно принадлежать украинцам;
  2. Свято-Крестовоздвиженская церковь построена в казацком строительном стиле (искусствоведы его называют – украинский), следовательно, церковь должна принадлежать истинно украинской церкви.
  3. Церковь построена на деньги украинского народа и должна принадлежать украинскому народу.

УПЦ:

  1. Свято-Крестовоздвиженская церковь построена на средства Синода Российской православной церкви, а УПЦ является её преемницей. Поэтому возвращение храма является исторической справедливостью.
  2. В 1944 г. советская власть отобрала церковь у РПЦ (Украинского Экзархата) и он должен быть возвращён её прежнему владельцу.

Так как в церкви размещался музей, то алгоритм передачи храма был такой: вначале перевести в подходящее помещение, затем выяснить, кому принадлежал храм до революции 1917 года и передать этой религиозной организации.

  Закон «О музеях и музейном деле» требовал, перед тем как передать помещение церкви перевести музей в подходящее помещение для создания экспозиции и хранения фондов. «Музею природы» необходимо было передать помещение площадью 1000 квадратных метров (экспозиционная площадь, выставочный зал, фондохранилище).

Администрация Житомирской области неоднократно обращалась (1994-2010) в Кабинет министров Украины и к Верховной раде с просьбой выделить деньги на переселение музея природы или выделить финансы в размере 20 миллионов гривен на строительство нового музейного комплекса. Для переселения предлагались здания «городской ратуши» (сейма), которое находится на Замковой горе, создание историко-архитектурного комплекса «Старый Житомир» на территории бывшего архиерейского подворья, недостроенный «Гастрольный театр» по ул. Фещенко-Чоповского, кинотеатр «Космос» на Полевой площади, кинотеатр «1 мая» по ул. 1 Мая. Из-за отсутствия средств ни один из проектов не был реализован. Это была эпоха первичного накопления капитала, рождение правящего класса и все средства шли на этот процесс.

21 апреля 2002 г. президент Украины Леонид Кучма издал Указ (№279/2002) «О неотложных мерах для окончательного преодоления негативных последствий тоталитарной политки бывшего Союза ССР относительно религии и преодоления прав церквей и религиозных организаций».  В п. 4 говорилось: «Рекомендовать органам местного самоуправления принять меры по восстановлению нарушенных прав религиозных организаций, частности возвращение им бывших культовых сооружений, другого церковного имущества (в том числе помещений, которые находятся в коммунальной собственности и используются не по назначению)».

27 сентября 2002 г. распоряжением Кабинета министров Украины (№564) утверждён «Перспективный план неотложных мер для окончательного преодоления негативных последствий политики бывшего Советского ССР относительно религий и восстановление нарушенных прав церквей и религиозных организаций».

21 ноября 2002 г. Крестовоздвиженская община УПЦ-КП провела крестный ход от Свято-Михайловского храма к Крестовоздвиженской церкви. Местная пресса писала, что община не обращалась в Житомирский горисполком за разрешением. 24-26 ноября 2002 г. Крестовоздвиженская община и верующие УПЦ Житомира провели крестные ходы к стенам здания «Музея природы» бывшей Крестовоздвиженской церкви.  26 ноября 2002 г. было передано коллективное письмо-протест на имя председателя Житомирской областной государственной администрации Николаю Николаевичу Рудченко и председателя Житомирского городского исполкома Г.А. Буравкова. Под ним было собрано более 1600 подписей.

01 декабря 2002 г. у стен музея бывшей Крестовоздвиженской церкви произошёл конфликт между верующими (10-15 человек возглавляемые священником Степаном Микитиным) Крестовоздвиженской общины УПЦ-КП и Крестовоздвиженской общины УПЦ (около 50-70 человек возглавляемые протоиереем Степаном Пириг). Разгорелся жаркий спор, который впоследствии каждая из сторон по-разному объясняла.

02 декабря 2002 г. в Михайловской церкви УПЦ-КП протоиерей Богдан провел пресс-конференцию посвященную событиям 1 декабря. Что отразилось в местных СМИ. Священник Степан Микитин заявил, что по отношению к нему были совершены хулиганские действия, его избили и душили.

02 декабря 2002 г. УПЦ в Житомире распространило обращение статью «Борьба за истину», где изложена была своя точка зрения на события 1 декабря и тезисы, обосновывающие их право на возвращение им Крестовоздвиженской церкви.

04 декабря 2002 г. верующие УПЦ на праздник Введения в храм Пресвятой Богородицы провели крестный ход и молились возле центрального входа в Крестовоздвиженскую церковь.

08 декабря 2002 г. вновь провели крестный ход к стенам храма.

11 декабря 2002 г. в Спасо-Преображенском соборе УПЦ провели пресс-конференцию на которой был изложен взгляд на события 1 декабря. Была изложена позиция по вопросу возвращения храма УПЦ. Заявили, что Крестовоздвиженский храм – историческая святыня УПЦ.

16 декабря 2002 г. священник Степан Микитенко был допрошен следователем МВД. Он заявил, что его никто не избивал и отказался писать заявление в милицию. Уголовное дело было закрыто.

20 декабря 2002 г. Житомирский городской отдел УМВД Украины официально предупредил представителей УПЦ-КП и УПЦ о порядке организации и проведении массовых мероприятий. После этого не было у стен  Крестовоздвиженского храма (музея) столкновений или  конфликтов между представителями УПЦ-КП и УПЦ.

Таким образом, открытый конфликт между УПЦ-КП и УПЦ длился с 21 ноября о 20 декабря. Некоторые местные СМИ предполагали, что конфликт спровоцировали чиновники Житомирской областной администрации президента.

В последующие годы между Житомирской областной администрации и представителями конфессий претендующих получить здание Крестовоздвиженского храма велась интенсивная переписка. Продолжались крестные ходы к церкви. Смысл которых был – заявить свои права на право передачи им храма. Различные общественные организации также включились в ход этих событий. Каждый раз, когда  одна из сторон просила у Житомирского горисполкома разрешение на проведение крестного хода к стенам музея, то исполком неизменно давал разрешение, и просила придерживаться норм общественного порядка и воздерживаться от шагов, которые обостряют межконфессиональную ситуацию в Житомире.

В 2006 году Житомирский городской исполнительный комитет на обращения представителей УПЦ-КП и УПЦ провести крестный ход, не давал официального разрешения, но и не отказывал. Так местные чиновники надеялись уйти от конфликтной ситуации.

2006 г. УПЦ-КП в Свято-Михайловской церкви праздновала 150 лет со дня постройки купцом Хаботиным храма. На празднование приехал патриарх Филарет (Денисенко). В ходе празднования был совершен крестный ход к Крестовоздвиженской церкви.

21 ноября 2006 г.  после совершённого представителями УПЦ-КП крестного хода архиепископ Житомирский и Новоград-Волынский Гурий (Кузменко) УПЦ призвал духовенство Житомира и верующих прийти на крестный ход к стенам Крестовоздвиженского храма, где он лично совершил водосвятный молебен.  В листовках отдел по делам национальности, миграции и религии Житомирского облисполкома был обвинён в разжигании конфликта между УПЦ и УПЦ-КП, тем, что зарегистрировал две общины с одинаковыми названиями. Местная власть была обвинена в бездействии по отношению к музею и ничего не делает, что бы его перевести в подходящее помещение. В подтверждение того, что местная власть саботирует решение этого вопроса приводился факт, того, что когда Римо-Католическая церковь попросила передать им не культовое здание, а гражданское (до 1917 г. принадлежало им), то оно тут же было передано. В местном бюджете нашлись деньги на отселение жильцов из этого здания. Так же было заявлено, что вопрос передачи Крестовоздвиженской церкви властью выгодно затягивать, как средство политического влияния как на УПЦ, так и на УПЦ-КП в Житомире.

После того, когда возле «Музея природы» священник Владимир Радзюк установил каменный крест, который является собственностью музея, на пьедестал со стороны представителей УПЦ Киевского патриархата прозвучала просьба разрешить установить свой крест.

11 ноября 2008 г. со стороны верующих УПЦ было принято решение у стен Житомирского областного совета и областной государственной администрации (одно здание) без разрешения местных властей установить свой палаточный лагерь. В котором была открыта переносная церковь Крестовоздвиженской общины. В обращении к главе Житомирского областного совета народных депутатов выразили своё беспокойство о справедливой передачи Крестовоздвиженской церкви и потребовали вернуть её Крестовоздвиженской общине УПЦ. В мероприятии принимали участие различные общественные организации. В ночное время лагерь охраняли члены общественной организации «Казаки Полесского куреня Верного Казачества».

13 ноября 2008 г. председатель Житомирского городского исполнительного комитета Вера Шелудченко потребовала убрать установленный без разрешения лагерь.

Порошенко прислуживает в монастыре Московского патриархата

14 ноября 2008 г. Житомирский облсовет народных депутатов руководствуясь ст. 43, 60 Закона Украины «Про местное самоуправление в Украине» решил утвердить состав комиссии по изучению истории строительства и использования здания «Музея природы» – бывшей Крестовоздвиженской церкви г. Житомир».

08 сентября 2011 года решением депутатов областного совета помещение Крестовоздвиженской церкви было передано Украинской православной церкви Московского патриархата (УПЦ МП), которой здание принадлежит по сей день.

В сухом остатке, историческое здание в центре Житомира власть Януковича отдала московской церкви, а новый музей природы так и не построен вот уже 13-й год, и экспозиция ютится на первом этаже Краеведческого музея.

В 2015-16 годах Союз воинов-добровольцев писал запросы в Житомирскую ОГА с требованием вернуть церковь украинцам в УПЦ КП, но идея была проигнорирована, поскольку Порошенко ещё не начал избирательный «томос-тур», а местная элита БПП, смиренно обслуживала РПЦшных попов.

Сейчас ветер подул в другую сторону и время местечковым царькам менять духовные приоритеты.

Сергей Сербин, специально для газеты «ПАТРИОТ»

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *

*