Московский Патриарх Кирилл приветствовал «предоставление автокефалии» Архиепископии Охрида Патриархатом Сербии во время заседания Священного Синода Русской Православной Церкви в четверг.
Таким образом, он игнорирует тот факт, что право на предоставление автокефалии веками принадлежало Вселенскому Патриархату и, что Священный Синод Вселенского Патриархата, своим решением от мая 9, Признал Архиепископию Охрида, данную в евхаристическом общении «иерархия, духовенство и люди этой Церкви при архиепископе Стефане».
С этим решением стало ясно, что термин «македонский» и любой другой производный от слова «Македония» были исключены, и что название Церкви будет признано как «Охридская».
Согласно сообщению на официальном сайте Патриархии, Патриарх Московский подчеркнул, что «Священный Синод на своем заседании 27 мая, принял известие о восстановлении общения между Патриархатом Сербии и «Македонской» Православной Церковью Архиепископии Охридской, под статусом автономной Церкви, который был предоставлен в 1959 году».
В своем сообщении, Патриарх Московский ссылается на совместную литургию Патриарха Сербии Порфирия и архиепископа Охрида Стефана, которая состоялась в июне в Белграде, где Патриарх Порфирий издал «Томос, торжественно архиепископу Стефану Охридскому и Македонскому, подтверждая автокефалию православной церкви Македонии – Архиепархия Охрида».
Этот шаг Патриарха Сербии в то время, чтобы передать «Томос Автокефалии» Архиепископу Церкви Северной Македонии, произвел впечатление на православный мир и подвергся критике. Таким образом, он непосредственно оспаривал юрисдикцию Вселенского Патриархата, как единственного компетентного церковного органа по предоставлению автокефалии и создал проблемы, касающиеся статуса Церкви Северной Македонии. Ответ пришел от самого архиепископа Стефана Охридского, который, кажется, понял, что если у его Церкви и есть способ получить автокефалию, то только от Вселенского Патриарха Варфоломея.
Поэтому Стефан поспешил уточнить, что «предоставление Томоса Автокефалии будет исходить от Вселенского Патриархата» и что движение Патриархата Сербии касалось «официального документа, своего рода рекомендации, с которой наша Церковь представлена как готовая и достойная получить Автокефалию».
Патриарх Кирилл, со своей стороны, сообщил Святому Синоду, что Патриарх Сербии уведомил его письмом «о событии» ( автокефалии – прим.ред.), выражая свое желание и просьбу к Русской Православной Церкви «чтобы вы также приняли полностью каноническую Церковь, которая уже упоминалась как младшая сестра Автокефальной Православной Церкви, тем самым приводя пример для других Поместных Православных Церквей».
Он отметил, что архиепископ Охридский Стефан также направил письмо Патриарху Кириллу от 13 июля, в котором сообщалось ему об этих «счастливых событиях, в которых Бог чтил нашу Поместную Церковь».
Патриарх Московский сам призвал Священный Синод признать «Православную церковь Македонии – Архиепископство Охридское, как Автокефальную Сестринскую Церковь, и включить в диптихи имя Предстоятеля, архиепископа Стефана Македонского», чем спровоцировал дальнейший раскол не только в самой Македонии, но и в остальном христианском мире.