Мусульманская община (или исламский религиозный культ), зарегистрированная в 2011 году под названием «Лиги мусульман Республики Молдова», она представлена молдавскими гражданами, поселившимися здесь с советских времен. Они имеют в большинстве случаев этнические особенности, будучи азербайджанцами, татарами или узбеками. Сообщество насчитывает 112 учредителей и несколько сотен постоянных членов. До 2011 года мусульманам в Молдове было трудно собираться на публике для совместной молитвы.
Когда они это делали, им противостояла полиция. Право молиться публично не было предоставлено религиозным организациям, которые не были официально зарегистрированы.
В 2007 году молдавский парламент принял закон о свободе мысли и совести, который был более прогрессивным, чем предыдущие. Новое законодательство устанавливало свободу исповедовать любую конфессиональную модальность, что позволяло любому создавать религиозную конфессию без вмешательства правительства.
Главные проблемы мусульманской общины в Молдове в основном повязаны со стигматизацией их религии со стороны большой части молдавского общества и церкви Московского Патриархата.
Так, митрополит Кишиневский и всея Молдовы Владимир в 2011 году осудил официальную регистрацию ислама, заявив, что «во имя Аллаха мусульмане могут создать проблемы в молдавском обществе».
Для лидера коммунистов Владимира Воронина реакция митрополита была слишком мягкой, вчера он заявил, что регистрация исламского культа будет «осквернением последователей религии большинства, а православной церкви как бы набрал воды в рот».
Фактически, согласно исследованиям Яна Фридмана, с точки зрения отношения людей к мусульманам, доминируют в следующих терминах: агрессивные фанатики, террористы, экстремисты. По отношению ко всему социальному телу число мусульман в Республике Молдова ничтожно (менее 1%), ниже, например, числа членов самого многочисленного неопротестантского культа, евангелистов-баптистов, который собирает около 1,7% от общей численности взрослого населения.
Однако культ Моисея (Конфедерация еврейских общин Республики Молдова) и культ Григориана Армянская Апостольская церковь) сразу обрели юридический статус и не подвергались стигматизации. Между тем, в Молдавии, в Кишиневе, много мусульман, арабов. Большинство молодых людей из мусульманских стран приезжают туда учиться. И это совсем не плохо. Это связано с большой массой (порядка тысяч) студентов и аспирантов арабского происхождения, которые учатся на контрактной основе в Международном свободном университете Молдовы и в Государственном медицинском университете им. Николае Тестемицану. По данным Исламской лиги Республики Молдова, в нашей стране проживает около 15 000 мусульман и около 5000 из них — новообращенные молдаване (среди них президент Исламской лиги Республики Молдова Сергей Сочирка), остальные — иностранцы из Турции, Сирии, Азербайджана, а также арабы, турки, татары, африканцы, ищущие работу. В Молдавии стереотипы обычно негативны: террористы, экстремисты, опасные, необразованные иностранцы. Здесь люди находятся под пропагандистским прикрытием православной церкви, с одной стороны, и СМИ, с другой.
При этом название «Лига мусульман» неадекватно с точки зрения целей, допускаемых законом о культах для таких случаев, хотя формально и соответствует европейской правовой норме. Это название относится, скорее, к внерелигиозным целям, больше похоже на неправительственную организацию или политическое образование.
По словам Сочирки, исламские общины во всем мире страдают из-за нападений боевиков некоторых мусульманских экстремистских группировок на Ближнем Востоке. Муфтий говорит, что в Республике Молдова некоторых женщин оскорбляли на улице и за спиной называли «террористками».
Поскольку все, что касается конфессии, воспринимается в Республике Молдова либо через румынскую, либо через российскую призму, уместно посмотреть, как обстоят дела в плане отношений с мусульманами в России и Румынии.
Российская Федерация, откуда происходят молдавские граждане татарского происхождения, является государством с самой большой общиной мусульман, оцениваемой, по официальным заявлениям Владимира Путина, между 20 и 30 миллионами, с положительной динамикой. Московский Патриархат культивирует отношения доброго сосуществования с этой общиной. Религиозная политика Москвы в целом носит межконфессиональный баланс, отмечена ярко выраженными тенденциями к удержанию мусульманской общины в рамках закона. Возможно, митрополиту Владимиру и другим русским епископам следовало бы посоветоваться с Патриархом Московским
Румыния, страна со вторым по величине православным патриархатом, имеющая старую мусульманскую, турецко-татарскую общину в Добрудже, является классическим примером мирных отношений между православными и мусульманами.
Напомним, что самая большая мечеть в Румынии была построена румынским государством в 1910 году в Констанце по проекту изобретателя Гогу Константинеску и архитектора Виктора Штефэнеску в египетско-византийском стиле с некоторыми румынскими архитектурными мотивами. Мусульманский культ в Румынии имеет правовой статус публичного лица. Подготовка мусульманского духовенства осуществляется в Высшей мусульманской богословско-педагогической школе в Меджидии, финансируемой румынским государством. Мусульманский культовый состав состоит из хатипов, имамов, хаги, муэдзинов. Мало кто знает, что большинство татар-мусульман в Румынии, а также определенная часть турок-мусульман, они происходят из южной Бессарабии (Буджак), откуда были изгнаны при русском царизме. Хотя, помимо турецко-татарской мусульманской общины, в Румынии проживает значительное число иммигрантов-мусульман арабского, турецкого или иного происхождения, призрак противостояния между православными и мусульманами никто не возбуждает. Напротив, Румынский Патриархат культивирует отношения доброго сосуществования с мусульманами. Это все не восприняли режимы Снегура, Лучинского и Воронина, а Санду спустила проблему на тормозах.
Пугало массовой исламизации гагаузов, которой некоторые обеспокоены, – это всего лишь пугало. Никогда в истории не было и нет даже единичного случая обращения гагаузов в ислам. Наоборот, учитывая языковую общность православных гагаузов с турками-мусульманами, среди молдавских граждан гагаузского происхождения мы могли бы найти достаточно христианских миссионеров для тюркоязычного ареала. Но кто ставит вопрос о православной миссии среди тюркоязычных народов? А Патриарх Кирилл ставит? И ставит ли это митрополит Владимир?
Дискриминация мусульман в Республики Молдова из-под закона может лишь ухудшить конфессиональный климат в стране. Наоборот, правильные, взвешенные подходы государственных служащих, основанные на законе и положительном примере других государств, в том числе России и Румынии, в миллион раз лучше, чем пристрастные, ранговые установки и конфессиональных лидеров РПЦ МП. Мы считаем, что мусульманская община, сохраняемая в рамках правового поля и интегрированная в целостное социальное тело, предпочтительнее, чем предоставленная самой себе, легкая добыча для всякого рода фундаменталистов и исламистов. Если была проблема мусульман в Республике Молдова, то ее надо решать цивилизованно и законно, словом, по-христиански и гуманно.
Сергей Сербин, специально для “ПАТРИОТ”