Товарищ Андрей Кураев, или протодиакон всея Орды/Мордора, клятой России – фигура, которая давно вызывает подозрения и вопросы не только среди церковных и интеллектуальных кругов, но и в более широком контексте российско-украинских отношений. Необычайно быстрый карьерный рост, яркие заявления и скандалы – всё это заставляет задуматься: может ли за его публичным образом скрываться более глубокая игра?
Нельзя не заметить, что на фоне его активной пропаганды «русского мира» и столь яростных атак против Украины, появляется всё больше подозрений о его возможной связи с российскими спецслужбами. Тот факт, что его заявления часто совпадают с официальными высказываниями Кремля и даже российской гебухи, вызывает резонный вопрос: не является ли Кураев долго-играющим инструментом в информационной войне, направленной на разрушение украинской идентичности и подрыв её духовных основ? Мы не можем исключить, что за его активностью стоит не только жажда славы и карьеризма, но и тщательно спланированная операция, целью которой является разрушение связей Украины с собственным историческим и культурным наследием.
Двойственность, проявляющаяся в действиях и высказываниях Андрея Кураева, является одной из его самых ярких характеристик и основой для критики со стороны более осведомленной аудитории. Кураев стремится быть одновременно фигурантом «православного дискурса», будто бы даже выразителем глубоких традиционных ценностей, в то время как его действия и речи часто служат поддержке имперской идеологии и кремлевской пропаганды. Эта двусмысленность подрывает доверие к нему как к духовному лидеру и очень сильно умаляет значимость его заявлений.
Так, Кураев в своем публичном образе представляет себя как защитника православной веры и моральных устоев. Он выступает как проповедник, напоминающий о важности следования христианским принципам в жизни.
Однако в то же время его политическая позиция демонстрирует существенные противоречия с его религиозными заявлениями. Ярким примером служат его высказывания и действия в отношении российской агрессии в Украине и других странах. В 2012-14 году, когда Кремлем только запускалась активная эскалация конфликта в Украине, товарищ Кураев поддерживал внешнеполитическую позицию Путина, что вызвало у многих критиков вопрос: как можно сочетать православие с поддержкой имперской агрессии?
Но, несмотря на это все, товарищ Кураев называет себя защитником духовных ценностей, однако, когда речь заходит о политике, его высказывания часто служат оправданием действий, направленных на подавление независимости Украины и других постсоветских республик. Это расхождение между его теологическими штудиями и политической лояльностью к диктаторскому режиму в РФ создает у многих ощущение лицемерия и притворства.
В этом контексте стоит вспомнить о его поддержке так называемой «русской идеи», которая активно используется Кремлем для оправдания своей внешней и внутренней политики. Кураев, будучи членом РПЦ МП «имени Сталина», поддерживает идеи, направленные на восстановление «русского мира», что противоречит основной православной мысли, которая подчеркивает важность духовной свободы и независимости. Он игнорирует факты политической манипуляции со стороны Кремля, когда речь заходит о национальных интересах других стран, при этом акцентируя внимание на «духовном единстве» и «нравственной целесообразности».
Нельзя не заметить, что в своем стремлении угодить властям и углубить свое влияние среди сторонников, Кураев очень часто прибегает к богомерзкому популизму, который направлен на манипуляцию общественным мнением. Например, он не раз высказывал поддержку российской власти в вопросах религиозного законодательства и политической активности, утверждая, что это «духовное благо» для народа. Это явное преуменьшение важности личной свободы и прав человека, а также игнорирование реальных политических и духовных проблем, с которыми сталкиваются граждане России.
Кроме того, его позиция по вопросам отношений между церковью и государством вызывает вопросы. Он выступает за сохранение церковного влияния в политической жизни, что идет вразрез с истинной свободы вероисповедания. В то время как Кураев апеллирует к защите традиционных ценностей, он одновременно поддерживает авторитарный режим, который угрожает этим самым ценностям.
Ну что ж, давайте поговорим об этом «выдающемся» человеке, своего рода Скабеевой в рясе, который умудрился перевернуть всю свою жизнь буквально на 180 градусов, как герой какого-то дешевого детектива.
Итак, 1963 год, Москва – мир встречает очередного «потомка философов», но этот парень явно не стал бы первым кандидатом на кресло философа с таким образом жизни. В 1984 году Андрюшка Кураев, с присущей ему решительностью, заканчивает философский факультет МГУ, специализируясь на… атеизме (профессиональные советские безбожники). Слушайте, ну тут прямо «классика жанра»! Философия атеизма в стране, где вера переплетается с государственной идеологией, – такой подход реально мог бы вызвать фурор, но скорее для Шварценеггера в роли комедийного злодея. Для обычного студента — как-то странно сочетать стремление к интеллектуальной высоте с такими «религиозными» идеями, не правда ли?
Но это ещё не всё. Наш герой решает, что на атеистическом фундаменте слишком мало перспектив, и через годок (ну, как все умные люди) он перебирается в Московскую духовную академию. Не удивительно, что его переход выглядит, как будто его кто-то «проводил» — может, даже с шёпотом на ухо и подписанным агентом, который сказал: «Будешь там. Помогут, да и в будущем воздадут». Ну а кто его знает, всё ж бывает в этой жизни. Здесь он обрел не только «новую духовную пристань», но и перспективу на будущее — путь от «сектанта» к профессиональному «теологу», точнее рясофорному пропагандону. Ах, как прекрасно, когда твои кураторы с философского факультета могут просто предложить тебе другой, более «интересный» карьерный путь, особенно если за этим стоит даже не столько вера, сколько грамотное размещение личных амбиций в нужных кругах. Ведь не секрет, что МДА и философский факультет МГУ — это, прямо скажем, не просто образовательные учреждения. Это такие «рассадники» для «специальных кадров» — и было бы наивно думать, что вся эта метаморфоза не подконтрольна.
Понимаете, этот переход можно было бы считать почти что режиссированным, если бы не было так смешно. Сначала атеист, потом вдруг верующий христианин, а теперь — самосознанный «духовный проводник»! И тут уже неважно, что его диссертация, как рассказывал академик Долгов, была по сути «ничем не примечательной». Всё то, что сделали, было в духе манипуляций с так называемой «духовностью», как это обычно делают «хорошие девочки», что гладко и наукообразно пишут не-концептуальную хрень. И пусть теория и философия отнюдь не переплетаются с реальной жизнью, но кто бы спорил, что Кураев отлично «выходил» на людей в разных ситуациях.
Вот тут чудо происходит: маманя Кураева, не теряя времени, устраивает тот самый «хай» на кафедре, когда хотели вообще ту диссертацию вернуть на кардиальную переработку. Как это ни странно, но с таким стартом, когда тебе не хватает собственной культуры (а его хамство и манеры гопника, в.т.ч. и мат на устах широко известны), остаётся только одно — отыскать путь к денежкам и славе через мощную поддержку тех, кто заинтересован в нужных кадрах.
Неудивительно, что с такой «экспертизой» путь его вверх был довольно быстрым. И как он там учился, если без подготовки, ему, по его собственным словам, хватило материала только на три лекции. Уж лучше воистину молчать, пребывать в безмолвии, чем говорить, в.т.ч. и такое.
В 1995 году наш анти-герой защищает кандидатскую диссертацию по богословию в Московской духовной академии. Примечательно, что богословие в Мордоре — это не совсем то, что мы обычно называем настоящей наукой. Это скорее культурное явление, где наука и вера как-то странно переплетаются с властью и политикой. И здесь, наверное, не стоит удивляться, что защита прошла гладко, как по маслу, с минимальными терниями. Но если послушать, как он сам о себе рассказывает, то можно подумать, что на защиту вообще никто не был готов, да и защищать-то особо нечего было.
В 1996 году, с огромным воодушевлением, он получает ученое звание профессора богословия, и это — без докторской диссертации, без подготовки аспирантов, без написания монографий. Ну, представьте, как бы потрясён был любой уважающий себя академик, если бы его кто-то так «научно» обошёл. А тут не просто обошёл — патриарх Алексий Второй «по представлению» Российского Православного университета сразу же наградил его званием профессора.
Но знаете, если задуматься, это было бы слишком наивно — думать, что весь этот карьерный рост был случайностью. Очень возможно, что за всем этим стояли хорошо срежиссированные спецслужбы. Ведь не секрет, что в стране, где с властью не шутят, такие кадровые решения принимаются не только в кабинетах священнослужителей, но и в местах, где далеко не всегда «духовность» на первом плане. О, да, всё это пахнет хорошо продуманной операцией, где и удобные знакомства, и кудесники с теми самыми нужными связями точно не обошли стороной.
А обучение Кураева в Румынии? Ну, скажем прямо, многие могут поспорить, что ему дали не столько академическую основу, сколько специфический набор навыков для работы в «нужных кругах». В этой стране вряд ли можно было ожидать, что ему научат настоящему богословию. Наверное, там, в Румынии, по его мнению, таился особый «духовный потенциал», но вот только как-то смахивает на замаскированную скамейку запасных, с которой его благополучно вывели прямо в академический Олимп.
Сейчас в 2020-х годах мы видим, как разрушается вся эта неуклюжая конструкция, но для Кураева он, видимо, всё равно верит, что «Бог с ним», ведь в конце концов он сумел настоять на своём и найти возможность зарабатывать на «не слишком высоких идеях». Но остался ли он в духовной сфере тем самым «мудрым» человеком, которым его так любят представлять? Не думаю.
Ну что, как вам эта история — от атеиста до профессора богословия? Такое превращение даже в самой фантастической сказке не всегда бывает настолько стремительным! Но вот он — феномен, который оказался в нужное время и в нужном месте, и, кажется, не потерял ни капли азарта на своем пути к славе.
Что уж скрывать, но всё это пахнет не только карьерной амбицией, но и куда более низменными путями, по которым таких «талантов» тянут наверх. Ну а кто-то ведь и подталкивает, правда?
Отсюда, возможно, его зависть и агрессия против Ужгородской Украинской Богословской Академии. И вот тут-то начинается не просто курьез, а настоящая трагикомедия. Ситуация с епископом Виктором (Бедь), основателем и ректором этой академии, и Андреем Кураевым — это квинтэссенция всех абсурдных противоречий, которые могут возникнуть в религиозной и политической сфере, если все эти конфликтные элементы смешать в одной кастрюле. Товарищ Кураев вместо того, чтобы скромно взяться за защиту своей диссертации в Ужгороде (где, к слову, дипломы абсолютно легитимны, признаются не только в Европе, но и в Ватикане), вдруг решает полезть в чужие дела. И что же он делает? Вместо того, чтобы посвятить своё внимание собственному образованию и научному прогрессу, он погружается в травлю владыки Виктора, украинского патриота и правозащитника, который, возможно, как раз и мог бы служить примером для Кураева в плане научных амбиций и политической последовательности. Если брать во внимание последний аспект, то владыка Виктор характеризуется стойкостью своих политических воззрений как украинский патриот и сторонник автокефалии Украинской Церкви.
Если разобраться, почему Кураев не смог бы защитить свою диссертацию на доктора наук (потому что кандидатов на России как собак нерезанных, и половина из них, не исключено, что сам Андрей Кураев, не сильно-то в диалектике сильны) там, где её ценят, признанные академические круги? Может быть, это из-за того, что система образования МДА не вполне стыкуется с нормами европейской науки, а его собственные амбиции ограничиваются больше политическими вопросами, чем реальными исследованиями?
Так или иначе, все эти политические игры, которые он ведет, и обострения вокруг чужих заслуг — это яркий пример того, как можно тратить свою жизнь не на дело, а на борьбу с теми, кто просто идет по пути, который и так признан на международной арене.
И что нам остаётся в итоге? Сплошной театр абсурда, где Кураев громко сыплет обвинениями, но ни на шаг не продвигается к своей собственной научной цели, выбирая путь лжи и дезинформации, чтобы скрыть своё собственное ничегонеделанье. Вопрос, который возникает, простой: неужели это всё — искренний интерес к защите православной веры или же элементарная борьба за статус и власть в рамках огромной церкви, где важнее не знания, а кто твой союзник и кто готов поддержать твои «правильные» взгляды?
Да, защитив реальную докторскую (а не очередную пи-ейдж-ди, как в МДА) в Ужгороде, товарищ Кураев мог бы получить реальные и признанные дипломы (в том числе и доктора богословских наук), которые не подвергались бы сомнениям на международной арене, но нет! Вместо этого он решает «освещать» работу украинского патриота, перекручивать факты и выдумывать небылицы о его академии. Причем, такие «сказки» о нём можно услышать только от того, кто науку, похоже, только в зомбоящике видел; да и писать такое может человек не знакомый с системой высшего образования от слова совсем.
Когда дело касается реального соперничества, то тут уж Кураев — не из последних. Да, именно он решает занять сторону российской пропаганды и гебухи, ведь ничего более логичного, чем подкрепить свои аргументы этими силами, придумать мифы о владыке Викторе (Бедь) и украинских правозащитниках и вкрапить туда ещё и несколько липовых сюжетов про «гомосятинку» и прочую «злую мафию», он не придумал. Неужели ему не настораживает, что его голос вдруг звучит в унисон с голосами тех спецагентов ФСБ РФ, кто давно превратил всякого рода «разоблачения» в удобное орудие политической борьбы?
Ах, да, Кураевеще в 1990-е годы, конечно, был настоящим «миссионером всея Руси» — просто не было ни одной уважаемой епархии, где бы его не слушали. В те славные годы, когда российская церковь только начала восстанавливать своё влияние, он стал фигурантом многих лекционных залов, в которых собираться было модно и престижно. Ведь кому не нравятся большие залы, с пышными бантами, полными зрителями и такими уж самыми большими конвертами с купюрами? Это ж не просто лекции, а настоящее шоу — публицистика, лекции за плату и, конечно, звездная слава.
По сути, он стал своего рода церковным блогером того времени, продвигающим «православие для всех». В чем, конечно, его заслуга — в размахе. Он действительно внедрял в массы концепцию православия, штамповал книжки и зарабатывал не только на книгах, но и на лекциях. Талант был, слава была, и деньги текли рекой — ну, как же, ведь в 1990-е можно было не просто просвещать людей, а и зарабатывать на этом довольно прилично.
Но потом что-то пошло не так. Эта рекордная скорость карьерного роста как-то неожиданно затормозилась, а сам Кураев вдруг стал не таким уж и светочем церковной мысли. Что ж, не первый и не последний, кто на пике славы чуть ли не самозабвенно падал вниз.
Запасной мечтой Кураева, как и у многих «хищников» с духовным саном, было найти себе уютное архиерейство викарного типа. Это, знаете ли, такая прекрасная должность, когда тебе не нужно особо напрягаться и служить, а можно «совмещать» с ректорством в хорошей семинарии — тоже без особых обязанностей. Все, что нужно — это статус, слава, деньги и, конечно, надежная кухарка, которая бы баловала пирогами, пока он будет сидеть и «проповедовать». А как бонус — тщательно отобранные мальчики-книгоноши для своей семинарской «коллекции» и ночных утех, само собой. Это всё по-настоящему «голубая мечта», не так ли?
Но увы, как часто бывает в жизни, не срослось! Оказалось, что даже в церковной иерархии есть своя трудовая дисциплина. Работать нужно, работать в команде, а не просто играть в пиар и собирать славу. Да, для всех кураевых на хороших местах, где есть и кухня, и статус, и деньги, места не напасешься, а работать… ну, это не для всех.
Вот с 2009-2010 годов началось его «великое падение», как будто он решил нарушить внутренний закон — если не работать, то рано или поздно «что-то пойдет не так». И да, пошло не так. Он даже стал церковным оппозиционером. Первая конфронтация, о которой сам Кураев сегодня с пеной у рта и на «чистом» русском рассказывает, — это так называемое «разоблачение голубого лобби». Суть его обвинений — епископы и священники, по его мнению, скрывают свою гомосексуальность, и как будто используют её во вред церкви и «трудовым священникам» типа него. Интригует, не правда ли?
Андрей Кураев пообещал «раскрыть» этот загадочный «голубой лобби» и вытащить всех на чистую воду. Но как-то не вышло — видимо, «по благословению» его коллег. С его стороны мы наблюдаем тучу «анонимных писем» от якобы «семинаристов», которые жалуются на гомосексуальное насилие. Однако степень их достоверности до сих пор вызывает вопросы. Анонимность писем — ну что ж, классика жанра! Слишком уж «анонимные», чтобы их воспринимать всерьез, не так ли? Кто ж точно знает, кто писал эти «знаменитые письма»?
Известен товарищ Кураев не только как соратник в борьбе с гомосексуализмом, но и как непримиримый «гееборец» с вечной битвой на всем «фронте». Своеобразная звезда всех благочестивых дебатов. В 2007 году он выдал перл, который до сих пор пугает не только геев, но и всех, кто хоть как-то связан с либеральными ценностями. Так вот, он заявил, что «все публичные геи — сволочи». Является ли это его искренним «духовным порывом» или просто запоздалым комментарием на общественные события — вопрос риторический.
Но это еще не всё! Он не остановился на этом. Его формула «культура смерти», используемая покойным Алексием II в ПАСЕ, стала частью его репертуара. Добавим сюда и заявленную «терпимость к геям и лесбиянкам — нож в спину русского народа». И, конечно, бессмертное откровение по поводу суррогатного материнства, которое для Кураева — это не что иное, как «прикрытие гомосексуальных шашней». Ну, а без настоящей классики, конечно, не обошлось — изгоняя «гомосятинку» из Церковных соборов, он также нашел время углубиться в мир тайных заговоров, обнаружив связь «голубой мафии» с масонами в руководстве России. Что может быть более правдоподобным?
Кураев сам себе создал небольшую комедийную сценку, обвиняя патриарха Кирилла в мести за его позицию по делу Pussy Riot в 2012 году. По его версии, он был единственным светлым рыцарем, который призывал к прощению этих «панк-рокерш», наглых девиц-кобылиц, что паслись не там, где нужно, а вот патриархия решила, что они заслуживают гораздо более жесткой реакции. Но давайте посмотрим правде в глаза: сами девицы-кобылицы, хоть и вызвали бурю негодования, действительно совершили осознанное кощунство в храме. И политическая позиция тут как раз была ни при чем. Кураев же, видимо, забыл важнейший постулат морального богословия — нельзя делать правильное дело неправильными методами. Это как с тем, кто ведет себя как хулиган в магазине, а потом говорит: «Ну, я же хотел купить хлеб!»
В случае с Pussy Riot, если бы российская власть не приняла меры, то Кураев и его либеральные соратники (или точнее, либеральные фашисты) вскоре подняли бы вой о том, как безбожная и аморальная власть скрывает и покрывает кощунство. Вопрос бы остался тем более излишним: «Против кого веруете?»
Поясним наш тезис. Если бы российская власть действительно закрыла глаза на инцидент с «Пусси Райот» и не предприняла бы юридических действий, реакция Кураева и его паствы, скорее всего, была бы резкой и категоричной. Можно с уверенностью утверждать, что они начали бы обвинять власти в потворстве кощунству и игнорировании духовных норм. Это связано с тем, что для многих в российском православном сообществе любые действия, направленные против веры, должны немедленно пресекаться. Если бы власть не вмешалась, то Кураев, вероятно, первым бы заявил, что «власть не защищает святыню», а его паства начала бы кричать, что «власть поддерживает кощунство». Это типичная реакция, когда действия, нарушающие моральные устои, не пресекаются, и все это преподносится как доказательство слабости власти.
В данном случае мы видим, как Кураев и его паства легко вписываются в традиционную роль критикующих власти за её «несправедливость» и «дурость».
В таком контексте были бы возможны фразы типа: «Вот, смотрите, как власть поддерживает кощунство!» или «Власть открыто поощряет нарушение канонов». Все это звучало бы как оправдание для критики власти, обвинения её в «пособничестве греху» и даже в отступничестве от истинной веры. Строгая позиция властей, наоборот, стала бы удобным поводом для дальнейшей критики — так что Кураев и его паства остаются в ловушке двойных стандартов.
В случае, если бы власти проявили пассивность, Кураев и его паства стали бы «восторженно преследовать» «Пусси Райот» и в своем слово-блудии использовали бы такие термины как «позор, кощунство, святотатство». Речь шла бы о том, как девушки якобы «оскорбили святыни», нарушили моральные устои и стали инструментами политических манипуляций. Они бы обвинили их не только в неуважении к религиозным чувствам, но и в попытке расколоть общество и подорвать моральные ценности. В случае, если бы власть не вмешалась, скорее всего, он и его паства начали бы разыгрывать роль «виновников» и превращать инцидент в грандиозное моральное осуждение.
Что интересно, когда власть приняла жесткую позицию, Кураев, в свою очередь, выступил в защиту «Пусси Райот». Это выступление можно воспринимать как удобное лицемерие, поскольку он сам бы начал атаковать власти за «потакание кощунству» в случае бездействия, а теперь, когда власти действуют, он принимает противоположную сторону.
Такой подход протодиакона и его адептов, по сути, отражает полную утрату моральных ориентиров в борьбе за власть или за политическую конъюнктуру. Это не защита святынь, а попытка использовать ситуацию для собственной выгоды в рамках политической игры.
Заявление Кураева о том, что на Масленицу народ «дурил и кутил», и что это вроде бы даже и нормально, просто вредит логике и здравому смыслу. Ну да, по его мнению, гулянья в храме и веселье под колоколами — это как бы отголоски древней традиции. Да только вот вопрос: разве можно с чистой совестью оправдывать поведение, которое в прошлом было едва ли терпимым, а уж тем более, было обличено самыми авторитетными церковными фигурами? Вспомним, например, святителя Тихона Задонского, который не стеснялся в обличительных заявлениях против масленичных гуляний, что происходили далеко за пределами храмов. Это не выглядело как какое-то одобрение веселья на каменном столе, и святитель, скорее, посчитал их излишним проявлением разгульного духа, чем чем-то священным.
Так что, когда Кураев пытается вернуть нас в «добрые старые времена» Масленицы, хочется спросить: а не хочет ли он воскрешения и возобновления публичных казней? Ведь когда-то это тоже было очень популярным народным шоу, которое собирало тысячи просмотров. Так что, может быть, Кураев задумался: «А может, мы вернем традицию публичных казней? Ведь народ любил!» И ведь правда — традиции, они вечны, только вот адаптировать их к нынешнему времени как-то не всегда удобно, а порой и неприлично.
Точно так же, как с матерными словами. То, что когда-то было частью повседневной речи, не означает, что это должно оставаться таким же в наше время. Пропагандировать устаревшие и пошлые выражения в контексте ХХІ века — это как решать, что можно продолжать заниматься картежом в эпоху смартфонов и скайпа. Слава богу, что мы живем в современном обществе, где некоторые нормы меняются, и если народ действительно раньше «матерился» на каждом углу, то уж лучше это оставить в прошлом.
Когда-то, да, и филологи, и философы изучали наследие Фердинанда де Сосюра, и даже еще проще — различие между синхронией (состоянием языка/культуры в настоящий момент) и диахронией (историей языка/культуры) и недопустимость смешения этих двух пластов одном дискурсе. Но, видимо, наш экс-профессор, забыв о своем научном фоне, уже не видит разницу между тем, что было вчера и тем, что происходит сегодня. По его мнению, если что-то было принято в прошлом, это автоматически является аксиомой для настоящего. Так себе подход к науке и логике.
И вот тут-то и проявляется вся абсурдность подхода Кураева: вместо того, чтобы учитывать контекст времени, он предлагает ввести в сознание людей архаизм, прикрывая его псевдонаучной «миссионерской» риторикой. Это как продавать нефункциональные утюги, в которые надо подкладывать горящие угли из печки, как высший технологический прогресс, не признавая, что электро-утюги с паром, как и современные нравственные стандарты, стали частью нашей жизни, а не «церковной реликвией». Так что, если Кураев действительно хочет вернуть нас в те времена, когда все было «хорошо», ему нужно будет и возродить целый ряд традиций. Возможно, это будут публичные казни за ложные слова о святом, или обязательное молчание на улицах для сохранения святости, ведь именно в такие моменты и появляется самый настоящий «фольклор», или архаичные, но кровавые шоу для народа.
Андрей Кураев — личность, чье участие в политических играх и влияние на общественные процессы в России неразрывно связано с Кремлем. С самого начала своей публичной карьеры он стал фигурой, которая с одной стороны претендовала на духовный авторитет, а с другой — активно поддерживала политическую линию российского правительства. Однако его роль и связи с Кремлем всегда оставались предметом сомнений и критики, особенно в контексте его словоблудия, высказываний и выбора сторон в общественно-политических процессах.
Кураев начинал свою карьеру как священнослужитель, приверженный православной вере и идеям православной церкви. Однако с течением времени, начиная с 2000-х годов, его фигура стала всё более политизированной, и он стал активно выступать в поддержку политических решений Кремля. В начале своего пути он считался довольно независимым и даже критиковал некоторые аспекты политики РПЦ МП «имени Сталина», однако с переходом к более агрессивной внешней и внутренней политике России его позиции стали всё больше пересекаться с позицией власти.
Вспоминается его активная поддержка президентских выборов в России и заявлений Кремля по поводу Украины, Грузии, Сирии и других внешнеполитических вопросов. Также товарищ Кураев не раз высказывался в поддержку курса упыря и мега-убийцы Путина на укрепление «русского мира» и идеологии, в которой главную роль играет российская власть. Его публичные заявления о «едином русском народе», о «недопустимости» украинского национализма и о необходимости восстановить империю становятся свидетельством того, как он постепенно превращается в идеологического союзника Кремля.
Особое внимание стоит уделить его действиям и высказываниям в 2012 году, когда политическая ситуация в России стала особенно напряженной. Именно в этот период, на фоне протестных движений и оппозиционных выступлений против преступной власти, товарищ Кураев активно поддерживал правящую партию и её представителей. Один из самых ярких примеров — это его открытая поддержка, и даже апология, определённых политических фигур, чьи действия и идеи впоследствии стали символами власти в России, но не имели никакого отношения к истинам православного учения.
В 2012 году, после выступлений на Болотной площади в Москве и массовых акций против «вторичных выборов» Путина, товарищ Кураев занял позицию яростного противника оппозиции преступного режима. Он поддерживал идею «сохранения единства России», в том числе поддерживал репрессии против оппозиционеров и протестующих. Это привело к резкой критике со стороны части православных активистов, которые считали его риторику и действия нарушением духовных и моральных принципов.
Товарищ Кураев в этот период активно обвинял протестующих в том, что они якобы являются «пособниками Запада» и «пятой/шестой колонной», что, по его мнению, угрожало внутренней безопасности страны. Такие высказывания вызвали большие вопросы о его верности истинным христианским ценностям, поскольку Христос призывал к примирению, милосердию и любви, а не к агрессивной политической борьбе и репрессиям.
Не менее важной частью деятельноститоварища Кураева в политических играх является его использование «религиозной» оболочки для оправдания действий Кремля и подержания политической линии власти. Товарищ Кураев активно использует свой церковный статус для того, чтобы влиять на общественные настроения, формировать у масс лояльность к власти, и в том числе оправдывать внешнеполитические действия Кремля. Его на протяжении последних лет заключается в том, что любые действия Кремля, направленные на восстановление «русского мира», являются «духовным подвигом» и «защитой православных». Эти идеи подаются так, как будто они соответствуют христианской морали, но на самом деле являются политической манипуляцией, направленной на поддержание тоталитарного режима на России. Он часто использует церковную тему для обоснования захвата Крыма, вмешательства в дела Украины и других стран, при этом игнорируя православные идеалы мира и любви.
Поворотным моментом для Кураева можно назвать тот момент, когда он стал более открыто выражать свою позицию в поддержку политики Кремля в отношении Украины. Когда началась война в Украине, и Российская Федерация аннексировала Крым, Кураев поддержал этот шаг, заявив, что «Крым — это святыня» и что действия Кремля направлены на защиту русских людей и православных в Крыму. Этот момент стал точкой невозврата для многих, кто еще надеялся, что Кураев останется нейтральным или хотя бы не втянет религиозную риторику в политические игры.
Кураев фактически занял сторону «партии войны», поддержав агрессию России на востоке Украины и отказавшись от возможного мирного решения конфликта. Эта позиция ставит под сомнение его истинное духовное учение и вызывает вопросы о его верности православию, как религии мира, любви и прощения. Вместо того чтобы призывать к прекращению насилия и к диалогу, Кураев фактически оправдывает жестокие действия своей страны, поддерживая режим, который наносит огромный ущерб миру и церкви.
Одной из главных черт политической роли Кураева является его лицемерие. В своих высказываниях он нередко заявляет, что защищает интересы православной церкви и духовного единства России и Украины, но на деле его слова часто расходятся с действиями. Он оправдывает агрессивные действия Кремля, используя религиозную оболочку, что выглядит как манипуляция верующими ради политической выгоды. Это вызывает серьёзные сомнения в его искренности и верности православным идеалам.
Еще одним значимым моментом является позиция товарища Кураева в отношении Украины, которая вызвала бурю негативных откликов в среде украинских и российских интеллектуалов. Он не скрывает своей неприязни к украинскому национализму (даже не разбираясь в разночтениях между бандеровцами и мельниковцами) и активно поддерживает российскую агрессию против Украины. Кураев называет украинский народ и его стремление к независимости угрозой для «единства православного мира».
Да, действительно, удивительно, но, похоже, в Украине Кураев продолжает пользоваться популярностью, особенно среди православных верующих различных юрисдикций. Причем эта популярность совершенно парадоксальна, если учитывать, что Кураев — не просто одиозная фигура, но и человек, который, казалось бы, должен был бы быть отвергнут всем, что связано с Украиной, её народом и её церковью.
Адепты Московского Патриархата в Украине (УПЦ МП «имени Сталина») искренне восхищаются Кураевым за его откровенно антиукраинскую позицию. Признанный лидер пропаганды и лже-православия, он славится своими выпадами против украинского народа, против нашего стремления к независимости и против всего, что так дорого для украинцев. Его личная неприязнь к украинскому православию и усилия по разжиганию вражды среди верующих прекрасно резонируют с ценностями, которые он излучает — поддержка русской империи, агрессия против «раскольников-филаретовцев», лозунги о «русском мире», который он готов возвеличивать даже ценой разрушения всего, что существует на самом деле.
Но как же быть с тем, что Кураев в то же время упорно критикует Кирилла (Гундяева) и его церковных союзников, расправляется с мифами об имперской России и громогласно провозглашает себя борцом с «русским миром»? Это вполне может вызывать иллюзию, что он стал бы близким другом Украины, истинным другом народа, борющимся с «невидимой угрозой» в лице собственного государства, в лице собственной церкви.
Да, конечно, его бойцовские речи, порой гремящие громче любых звуков на улицах, могут привлекать внимание, создавая образ «правдолюбца», который не боится бороться с деспотизмом и церковной тиранией, пусть даже и с мощными анти-путинистскими нотками в этом «коровьем» исполнении.
Но давайте вспомним его собственные слова о нашей стране, народе и о самой Украине. Все это разбивается о его взгляды, которые на самом деле совсем не отличаются от имперских мечтаний и безапелляционных суждений о нашем государственном и культурном пути. На протяжении многих лет Кураев не упустил случая выразить презрение к независимости Украины, она его так и не устраивает. Он с нескрываемым довольством бросался словами о том, что украинцы в своей борьбе за идентичность и самостоятельность будто бы слепо стремятся к разрушению, к исчезновению своей истории. Когда он заявлял о том, что «расстрелы украинцев и украинской культуры — неизбежность», это было далеко не шутливым выпадом.
Он же, по мнению некоторых, стал неким символом анти-имперской борьбы, как будто он — Робин Гуд в рясе, одержимый борьбой с врагами народа. А как же на самом деле, когда из его слов и поступков ясно, что за всей этой болтовнёйскрывается лишь политическая манипуляция, подогретая желанием понравиться и той части аудитории, которая ищет «альтернативные» взгляды на ситуацию на России и вУкраине?
Своими громкими заявлениями он создает иллюзию правдоруба, но его слова лишь маскируют тот самый цинизм, с которым он действует. Сильно критикуя российскую власть, Кураев не раз демонстрировал, что его слова — это лишь часть его собственной игры с теми, кто может поддержать его в этот момент. Это противоречие между заявленной борьбой с Кремлем и реальной поддержкой политических игроков, которые оказываются всего лишь очередной декорацией на пути к политической популярности, а не истинными защитниками Украины.
Его речи о демократии, «соборности», защите народных интересов в этих условиях уже не кажутся чем-то иным, как театральной игрой для тех, кто по-настоящему не видит, что за всем этим скрывается не больше, чем тщеславие и желание использовать православие как инструмент для достижения личных целей.
Пока Кураев жил в тепле у московских церковных властей, обильно попивал из их чаши и был на виду у тех, кого теперь в своих репликах обвиняет в содомии и педофилии, Украина для него, как и для многих его соратников, была пустым звуком.
А еще в 2006 году, когда его подъем в церковных кругах был на пике, он не стеснялся громко заявить, что «Украины и украинской гражданской нации как таковой попросту… не существует!» — и это не был случайный выпад. Он не просто оспаривал историческую реальность, он фактически отрицал само существование государства и народа, для которых его слова звучали как прямое оскорбление. С гордостью, а скорее с нескрываемым презрением, товарищ Кураев продолжал развивать эту мысль в интервью с журналистами, придерживающимися откровенно антиукраинских взглядов, и искренне (а искренность не заменяет истинности, фашисты искренне палили славян в печах Освенцима, считая их недо-людьми) верил в идею, что Украина — это всего лишь выдуманная территория, не имеющая права на независимость и самобытность.
Специально отметим, что примеры антиукраинской деятельности и высказываний Кураева можно привести достаточно легко, поскольку его позиция по отношению к Украине в течение многих лет была и есть крайне враждебной и уничижительной. Он не скрывал свою неприязнь к украинскому народу и украинской культуре, что становилось очевидным из его публичных заявлений.
Кураев не раз заявлял, что украинский язык — это «диалект», а украинская культура — это лишь калька с российской. Например, в одном из своих интервью он сказал, что «Украина — это просто часть России», утверждая, что «особая украинская идентичность» — это миф. Такие заявления не только унижают национальное достоинство украинцев, но и отрицают всю историю независимости Украины.
Товарищ Кураев неоднократно использовал уничижительные термины в отношении украинцев, например, называя их «хохлами», что является оскорбительным и пренебрежительным словом. Это слово использовалось в российской пропаганде для того, чтобы унизить украинцев, лишить их достоинства и идентичности. А хам (не пан) Кураев, будучи представителем духовенства, таким образом, активно поддерживал этот штамп.
Товарищ Кураев не раз высказывался в поддержку «русского мира» и его идеологии, которая подразумевает подчинение всех бывших советских республик под российскую власть. Это идеология, напрямую угрожающая независимости Украины. В своих высказываниях он многократно говорил, что Украина «некогда была частью России» и что её отделение — это «историческая ошибка». Поддержка такого рода взглядов является прямым вмешательством во внутренние дела Украины и направлена на подрыв её суверенитета.
Товарищ Кураев также поддерживал агрессию России против Украины, оправдывая её действия и утверждая, что Россия имеет «право» на вмешательство в дела Украины. Он высказывал поддержку «референдумам» в оккупированных территориях Донбасса и Крыма, называя их «легитимными», что является прямым нарушением международного права и суверенитета Украины.В одном из своих выступлений Кураев утверждал, что Украина должна быть «сделана русской», а украинский язык и культура — «восстановлены» в рамках российской цивилизации. Он также заявил, что Украине стоит вернуться к русскому языку в качестве основного, что является открытым вызовом независимости и самобытности украинского народа.
Эти высказывания и действия Кураева являются лишь частью более широкой антиукраинской пропаганды, которая направлена на подрыв национальной идентичности и суверенитета Украины. Важно помнить, что Кураев не только высказывает эти идеи публично, но и активно распространяет их среди своих сторонников, что делает его деятельность опасной для Украины.
Но на этом его нападения на украинскую идентичность не завершились. В 2008 году, в одном из телешоу, товарищ Кураев, забыв про какие-либо церковные каноны и в очередной раз поддавшись искушению прорекламировать свою истинную позицию, назвал Украину «фашизмом с европейским лицом». Далеко не каждый день можно услышать такие слова от представителя Церкви, тем более от человека, который, как Кураев, призывал к покаянию, любви и милосердию. В его устах это, безусловно, звучало как очередной политический выпад, который подчеркивал его отношение к Украине как к некоему «псевдогосударству», по мнению которого, все, что связано с украинской культурой и идентичностью, должно быть либо уничтожено, либо искажено.
Как же он умудрился так сильно изменить свои высказывания, если совсем недавно, в «золотые времена» его связей с московским патриархатом, он не видел в Украине ничего, кроме «несуществующей нации»?
На первый взгляд, казалось бы, он отрекается от всего, что раньше поддерживал, но на деле его взгляды так и остались при нём. Просто теперь, когда его окружение стало меняться, а стратегические интересы — трансформироваться, он вынужден был адаптировать свои высказывания под нужды текущей политической ситуации.
Вспомним, например время Ющенко; вот оно, золотое время для тех, кто отъявленно ненавидит всё украинское и готов ради этого перевернуть весь мир. И вот тут появляется товарищ Кураев, как неотъемлемая часть этой «духовной» революции, с целью спасать православие от «раскольников» и спасать Украину от… самой себя. Как бы там ни было, а именно тогда его поездка в Одессу — это просто спектакль, достойный театра абсурда. Раздавать значки с перечеркнутым украинским гербом — не каждый дурак на это пойдет. Но Кураев решает, что это «спасительная пропаганда», продиктованная ему, видимо, высшими силами… московского патриархата. Скандал? Ну, конечно! Кто ж мог бы подумать, что это вызовет хотя бы какие-то реакции в Киеве. Но, как всегда, всё обошлось для Кураева с улыбкой. Он же не просто так в Одессу приезжал. Кто-то же должен был на этом «соборном пути» сжигать символы независимости Украины, ну а раз они не сами с этим справляются, пусть Кураев делает своё «миссионерское» дело. И ещё это стойкое ощущение, что, если бы такой героизм был неудачным, он бы вскоре начал винить в этом правительство Украины, «разумеется, неуважающее православных».
Но вот и переходим к самому интересному — как только начались дни «понтификата» Кирилла Гундяева, наш любимый Кураев умело переключается и берется за роль морального блюстителя московского «патриотизма». Своими лекциями, которые в обычной жизни именуются не иначе как «украинофобскими истериками», он поддерживает новый политический курс путинской России. А как иначе объяснить этот потоп слов о «загнивающем западе» и «славной России», которая, по его словам, должна быть в центре всего? Разумеется, на базе таких откровений начинается «работа» Кураева с Украиной: тут вам и лекции, и «прогрессивные» телепередачи, и всё то, что, разумеется, напрямую направляется на усиление влияния Кремля на восприятие Украины.
Но самый «прекрасный» момент его карьеры настает в Севастополе в 2010 году. Это уже не просто фанатизм — это подготовка почвы для будущей трагедии, которая, как мы знаем, случится через несколько лет. С рашистским байкером «Хирургом», изрядно замаравшим себя разными сомнительными связями, в том числе и любовными похождениями с мужчинами и женщинами, товарищ Кураев не просто выражает «особое мнение», а активно поддерживает аннексию Крыма. Вроде бы православный служитель, а тут на тебе — совместная поездка с «Ночными Волками», среди которых «Хирург» (настоящий «апостол православия») и… голая девица-кобылица под стягом с ликом Спасителя. Вот где истинная святость! На одном мотоцикле, да! Не обличил, не спас, не заклеймил — наоборот, принимал участие в этом «святом» разгуле. Странно, но в свете этого «паломничества» совершенно не ясна его «борьба» с развратом. Как же так, «святой отец», очень целюлитный Кураев с явными признаками гормональной дисфункции? Или это он у нас «борется» не с развратом, а с самими собой? Смотря на происходящее, можно только позавидовать такому умению быть бескомпромиссным в своем служении, но только с не совсем теми личностями. Не мог ли он хотя бы в этот момент выказать хоть какое-то малое уважение к церковной святости? Видимо, нет.
А ведь, между прочим, путешествие с «Ночными Волками» не было бы таким весёлым, если бы всё это не было по благословению самого Патриарха Кирилла. Так что теперь, товарищ Кураев, что скажете? То, что вы так ловко вовлечены в эту «неоязыческую» вакханалию, уходит на второй план, ведь главная цель — всегда не пропустить шанс продвигать интересы Кремля. Здесь уже не важно, что Спаситель, даже в меньшей мере, чем голая девица, стал всего лишь украшением мотоцикла — главное, что всё это происходит под знаменем, которое не имеет ничего общего с истинным христианством.
Кому-то могло показаться, что его словоблудие не имеет прямого отношения к серьёзным последствиям, но на деле он был настоящим «механизмом», подливая масла в огонь войны. Ну а теперь, когда всё случилось, мы можем только спросить: где же теперь его «православная совесть» и его заявление о любви к людям, если, будучи в этом деспотическом заговоре, он не побоялся ничуть не возмущаться происходящим?
В общем, товарищ Кураев, как настоящий герой этой московской антиукраинской эпопеи, с радостью продолжает свою работу, занимая позицию, удобную в каждый исторический момент. От обличения Украины до восхваления аннексии Крыма он продолжает поддерживать политику Кремля, обвиняя всех вокруг в том, что они «не понимают православной правды».
Но этого мало! Кураев, как истинный сын своей страны и своей же конторы с Лубянки, в разгар Евромайдана, когда вся Украина встаёт за свою свободу и независимость, не мог пройти мимо своего великого «послания». Он публично призывает к развалу страны, предлагая её разделить на куски, как если бы это была его личная игра в «геополитический пазл». Так вот, по мнению Кураева, если уж не получится «федерация», то можно и на конфедерацию напороться, а если уж совсем плохо, то развалиться на части. Это человек, который без стыда и зазрения совести призывает разорвать нашу Украину на куски, потому что ему это так удобно и выгодно для личных политических игр.
Так что этот сивый «патриот» фашисткой России — не больше, чем пешка в большой политической игре, подыгрывающая тем силам, силам антихриста, которые хотят затащить в хаос весь мир. В то время, как Украина борется за свою свободу, товарищ Кураев строит очередные схемы, сражаясь не за правду, а за то, чтобы выслужиться перед «высшими силами». Это позор, товарищ Кураев. Вы, видимо, забыли, что такое быть настоящим христианином, а решили идти по пути ложных пророков.
От общих аспектов перейдем к частным. Итак, кроме общих украинофобских высказываний, Андрей Кураев не пожалел даже священнослужителей УПЦ МП, обрушив всю свою злобную критику на тех, кто решился служить своей церкви в Украине. Как же так, товарищ Кураев? Ну не может же быть, чтобы такие «недостойные» люди, как митрополит Владимир (Сабодан), владыка Александр (Драбинко), серьезный церковный историк, и прочие архиереи, служили на этой «ущербной» украинской земле. Да, им не место среди православных, судя по вашему высочайшему мнению. Никаких ценностей, никакой святости — все они сплошь «мракобесы» и «непригодные» священники/иерархи, которые, по видению великого Кураева, абсолютно не соответствуют никаким стандартам православной духовности.
Товарищ Кураев, будучи сторонником российской церковной гегемонии, обвинял величайшего и мудрейшего Патриарха Филарета в расколе, что стало для него удобным предлогом для того, чтобы дискредитировать и ослабить независимую церковь Украины. И несмотря на все усилия святейшего владвки нашего Филарета, который стремился обеспечить духовное развитие и независимость украинской православной общины, Кураев продолжал настаивать на том, что Украина должна оставаться в лоне московской патриархии, как бы игнорируя реалии политической и духовной ситуации в стране.
Подобные высказывания Кураева свидетельствуют о том, что его позиция носит скорее политический, чем духовный характер. Он стал примером того, как можно использовать религиозные убеждения для защиты интересов внешней силы — в данном случае, Кремля, который стремится сохранить контроль над религиозной сферой Украины. Кураев, подобно многим другим, кто поддерживает российский имперский курс, не понимает, что Патриарх Филарет боролся не только за независимость Церкви, но и за независимость самого украинского народа, его право на самоопределение и свободный выбор в духовных вопросах.
Патриарх Филарет, который на протяжении десятилетий сражался за автокефалию и реальную независимость Украинской Православной Церкви, стал для Кураева неудобным оппонентом. В то время как Патриарх Филарет отстаивал права украинского народа на самостоятельную церковную жизнь, свободную от политического вмешательства России, Кураев продолжал придерживаться позиции, которая в первую очередь поддерживала московский патриархат и его влияние в регионе.
Разве это не лицемерие, когда человек, еще вчера поддерживающий тех же самых священнослужителей, нынче, как верный проповедник московской «истинной» веры, выливает грязь на тех, кто имел мужество оставаться на своей родной земле? Или, может быть, Кураев считает, что в Украине все, что связано с Церковью, не более чем прах и пепел, достойный лишь для того, чтобы вызывать на них смех и презрение? В его глазах, видимо, все православные, кто не является пешкой в его политических играх, — это просто бедные несчастные люди, которые якобы «недостойны» служить Богу. Что же, как правильно сказал классик, нет пророка в своем отечестве — не ошибается тот, кто когда-то пытался быть святым среди безумцев.
Вместо того чтобы служить объединению людей, Кураев своими высказываниями разделяет их и способствует разрушению мирного сосуществования народов. Это особенно очевидно в контексте его заявлений о том, что Украина якобы должна вернуться в «русский мир» — концепцию, которая оправдывает российскую экспансию и агрессию.
Слушать Кураева и продолжать верить в его репутацию — это сродни вере в доброту волка, который перед тем, как съесть овцу, прикидывается её другом. Этот лицемерный «православный философ» — не просто инструмент, он на самом деле является ядом, который медленно, но верно разъедает всё, что составляет основу украинской идентичности и духовной целостности. Его бессовестные и циничные высказывания о «несуществующей» Украине, об украинской Церкви и народе — это не просто слова. Это явный план, поддерживаемый его московскими кураторами, направленный на разрушение всего того, что составляет независимость и самобытность Украины.
Так давайте, наконец, прекратим игнорировать тот факт, что Кураев — не святой, не мученик и не пророк. Он — просто очередной хитроумный враньёк, орудующий церковными амплуа для распространения грязной пропаганды Кремля. И нет, он никогда не откажется от своих мерзких слов о нашей стране, он никогда не признает того, что его слова сеют лишь ненависть и раздор. Он, как и его кремлёвские кураторы, всегда найдет оправдание своим мерзким поступкам, потому что в его мире истины нет. Для него важно одно — уничтожить всё, что имеет хоть малую независимость от богомерзского Мордора, клятой России.
А что касается его совести, то она давно умерла и сгнила где-то на пути между его амбициями и желаниями угодить сильным мира сего. От его речей нет ничего, кроме гнилого запаха старых предательств и политических манипуляций Кремля. Этот «диакон» давно превратился в оболочку, не имеющую ничего общего с теми высокими моральными устоями, которые должна поддерживать Церковь Христова.
Как бы там ни было, товарищ Кураев, во всей своей гнусной сущности, остался тем же агентом, который ведёт войну против всего украинского. Он — ничто иное, как ещё один воин Кремля, втирающийся в доверие под маской «духовности». И если вы до сих пор восхищаетесь его речами, это значит, что вы поддаетесь на его манипуляции. Не забывайте: он — не друг Украины, а её враг, скрывающийся в рясах и притворяющийся благочестивым христианином.
Я даже не удивлюсь, если у этого горе-проповедника за плечами есть целая армия таких же как он: верных служителей не Христа, а антихристова Кремля, готовых лить сотнями килотонн грязь на Украину, вонзать клин между славянскими народами, высмеивая каждую частицу нашей культуры, наших традиций, нашей веры. Только когда ему прикажут, он продолжит разжигание розни между народами и конфессиями, может быть, он хоть немного осознает, как важно замолчать. Но вряд ли. Этот обскурант в рясе и в самом деле верит, что у него есть право быть верховным судией Украинской нации, которая давно уже стоит на пороге процветания и независимости.
Товарищ Кураев, несмотря на всю свою публичную демагогию и прелестные попытки изображать себя «борцом» с московской пропагандой, так и не покаялся за свои откровенные высказывания и украинофобию. Он не просто пренебрегал украинцами, он и игнорировал саму суть нашей нации, называя нас пренебрежительным и уничижительным словом «хохлята». Такое отношение не имеет места в цивилизованном обществе, и особенно в Украине, стране, которая платит за свою независимость кровью лучших своих детей.
Неудивительно, что такие люди, как он, становились полезными агентами в борьбе за влияние Москвы. И хотя он неоднократно пытался изображать себя «гонимым» и «страдающим», на самом деле он продолжает скрывать свою истинную роль в пропаганде разрушающих идей. Он, по сути, всегда был частью той самой машины, которая подрывает и делит Украину, и сейчас, несмотря на изменение обстоятельств, товарищ Кураев остается в той же идеологической связке с врагами Украины.
Неприятно осознавать, но его попытки вернуться в украинский религиозный контекст могут быть опасны для целостности и развития независимой Украины. Пытаться ввести таких людей в новые структуры – это как давать возможность врагу внутри укреплений разрушать их изнутри, то есть стать именно тою пятой/шестой колонной, о которой он уже многократно балякал. Его слова и действия должны быть оценены в контексте того, как они могут отразиться на текущей ситуации в стране. Именно поэтому не стоит позволять ему манипулировать общественным мнением, использовать религиозные взгляды для подрыва национальных интересов Украины.
Таким образом, вопрос не только в его попытках вернуться в общественную жизнь Украины, но и в том, что все его действия должны быть тщательно оценены на предмет возможного вреда интересам нации в целом.
В этом контексте наибольшее благоприятное окружение для товарища Кураева (и наибольшая угроза безопасности Украины) — это, конечно, та самая недалекая либеральная, хронически русскоязычная «интеллигенция», которая с любовью собралась вокруг одного известного пара-религиозного издательства в Киеве и квази-университета, якобы просвещающего нацию. Не будем переходить на личности, потому что, честно говоря, и так всё понятно. Тут и так не нужно ничего разъяснять, ведь картины маслом и без этого достаточно.
Как обычно, эти «светила мысли» с непомерно важными лицами и штампами под брендом «культуры» стараются деликатно и умно затереть следы истинных намерений. Мол, они за «свободу мысли», за «объективность», за «поиск истины». Однако как-то странно, что из всех доступных языков для поисков они выбрали именно тот, который больше всего ассоциируется с Москвой. И, что самое удивительное, несмотря на всю свою якобы высокую «интеллигентность», эти «господа», вместо того чтобы внести конструктив в развитие Украины, погружаются в любезное болото застоявшейся пропаганды, разливающейся с соседнего восточного направления. И именно в этой среде и прижился бы Кураев, который никогда не перейдет на украинский, а будет вместе с ними с рюмкой уже не водки, а горилки затирать на какой-нибудь киевской окраине про так званую «духовность». А далее вместе с ними не делать нечто полезное, а думать о том, как угодить куратору в Москве, а параллельно заниматься типично интеллигентским спамом-слово-блудием на тему «этично-неэтично», перебывая в рамках совсем иной «темы». Да, и млеть, как кастрированный кот в марте, от очередных траншей от гебухи.
И да, если что-то и действительно нужно для такой «интеллигентной» среды, то это, похоже, дополнительные лекции по грамотности и пониманию того, что значит быть независимым государством, а не просто очередным филиалом «культурной» колонизации.
Никак не обходимо упомянуть тот факт, что все эти «псевдоучёные», тусующиеся вокруг «священных» книг из этого издательства, с радостью поддерживают всё то, что происходит за пределами Украины. Их искреннее желание «просветить» страну — это лишь завуалированная поддержка российской экспансии. Они, кажется, даже не понимают, что, объединяясь в такой милой и уютной атмосфере, они делают так, чтобы из Украины вымывались остатки самостоятельной мысли. Причем в стиле того же Кураева — под видом высококультурных, но на самом деле весьма трусливых и жалких лицемеров, которые, конечно же, издалека наблюдают, как их богатая фантазия помогает соседям устроить кавардак в нашем доме.
Специально отметим, что основной контакт товарища Кураева в Украине – Владимир Бурега, но вот незадача – они расходиться они по отношению к ЛГБТ: товарищ Кураев– противкак упертый гомофоб (а не исключено, сели сквозь призму психоанализа прогнать его высказывания и сам латентный гомосексуал).
Кураев, как яростный противник ЛГБТ-движения, представляет собой типичного защитника традиционных ценностей, настаивая на важности «порядка» и «нравственности» в обществе. Его позиция по отношению к ЛГБТ — это яркий пример жесткой, закрытой идеологии, которая не допускает возможности для перемен в отношениях к меньшинствам. Это делает его идеологом для определенной аудитории, которая ищет опору в старых патриархальных традициях, и, возможно, в его случае является частью борьбы с западной либерализацией, которую он воспринимает как угрозу. В то же время, Владимир Бурега в своей поддержке ЛГБТ поднимает не только вопросы личной свободы, но и, возможно, пытается пройти через тот же кризис идентичности, с которым сталкиваются многие люди, переживающие тяжелые обстоятельства. Его жена, проживающая три года в Германии, а сам он, возможно, чувствующий себя отчужденным в сложной политической ситуации, не мог не столкнуться с искушением идти на компромиссы с частью западного либерального мира, включая их более прогрессивные взгляды. Поддержка ЛГБТ может быть частью его попытки находить свою точку опоры в окружении, которое ему чуждо, а также как способ избежать одиночества и давления в условиях эмиграции.
Можно уже смело констатировать, что товарищ Кураев, несмотря на всю шумиху вокруг его заявлений и переменчивые настроения, остаётся реальной угрозой для Украины — как во время войны, так и после её завершения. Впрочем, наивно полагать, что после победы над Мордором, если она всё же свершится (хотя пророчества классиков украинского национализма, утверждающих, что «демократическая» Россия, если не распадётся, всё равно останется постоянной угрозой для Украины, кажутся всё более актуальными), Россия вдруг начнёт вести себя как нормальная цивилизованная страна. О, нет! Это лишь обманчивое заблуждение.
Товарищ Кураев, по сути, является одной из таких «живых» напоминалок, что даже среди всех этих «хороших русских» невозможно найти того, кто бы реально что-то изменил. Признаём, хорошие русские — это исключительно в хоррорах (в природе их очень мало), когда демон, кажется, может быть и хорошим, но всё равно сделает свою гадость. Так вот, Кураев — именно такой «русский». Вроде бы, он здесь и выглядит как хороший парень, но что-то в нём не так, он продолжает паразитировать на русской культуре и фальшивых идеалах, и именно его риторика продолжает подкреплять старую и знакомую угрозу для Украины.
Когда речь заходит о русской эмиграции, неизбежно возникает вопрос о её внутреннем кризисе и уязвимости перед внешними воздействиями. Эмигрант всегда переживает своеобразный социально-психологический кризис, пытаясь найти место в новом мире, сохранить привязанность к родным корням и при этом интегрироваться в новую культуру. В этот момент он становится особенно податлив для манипуляций. И вот здесь на сцену выходит Андрей Кураев — тот, кто манипулирует не только верой, но и самими эмоциями эмигрантов, играя на их болевых точках.
Особенно остро это проявляется в пятой волне русской эмиграции (с 2012 года и поныне), которая, как и третья волна (при Хрущеве и Брежневе), не может избавиться от исторической ностальгии. Только теперь вместо советского душка, эти люди часто страдают от откровенного рашизма, желая увидеть Россию восстановленной в её былой имперской мощи. В этом контексте, товарищ Кураев, который позиционирует себя как «духовный» наставник, на самом деле играет роль идеологического манипулятора, давая этим людям то, что они хотят слышать — иллюзии о «великой» России, которой им не хватает.
Здесь важно понять, что любое подобное воздействие на психику эмигрантов — это не просто философская игра или духовное служение. Это — целенаправленная манипуляция, основанная на ностальгии и патриотизме, которые не всегда имеют под собой реальную основу. Точно так же, как в советские годы, когда наивных граждан подлавливали на пустые обещания и фиктивные идеалы, Кураев использует ту же тактику. Он, как старый ксендз из романа «Золотой телёнок», с той же хитростью и ловкостью, обманывает наивных людей, пытаясь заманить их в свою паству, чтобы развивать идеи имперского величия, угрожающие национальной безопасности соседей.
Как и в случае с Сергеем Ефроном — евреем, мужем поэтессы Марины Цветаевой, который стал инструментом в руках советских спецслужб для создания ложных реальностей и манипуляции общественным сознанием, так и игры Кураева в либерализм на самом деле являются ничем иным, как маской. Маской, которую он использует для того, чтобы охмурить представителей пятой волны эмиграции, привлекая их внимание к несбыточным мечтам о «великой» (так называемой «Прекрасной Россией будущего») и «спасении» русской духовности. Кураев стал тем пастырем, который пасет наивных, порой беззащитных людей, у которых через ностальгию проскальзывает глубокая тоска по потерянному имперскому величию.
Мы говорим прямо: такой человек не нужен Украине! Его идеологические игры, его манипуляции с понятием либерализма и его вечная тяга к русскому имперскому проекту — всё это не имеет места в контексте независимой Украины. В стране, которая строит будущее без оглядки на прошлое, без иллюзий и фальшивых идеалов, человек, играющий на чувствах эмигрантов и поддерживающий внешнюю политику агрессора, не может и не должен занимать место. Украина нуждается в честных, искренних отношениях с миром, без попыток воссоздать приверженность недостойным имперским целям.
В конечном счете, его стратегия может заключаться в том, чтобы быть своего рода «плавающим» элементом, который поддерживает Кремль, при этом создавая видимость критики и независимости. Это особенно важно в контексте «оппозиционных» (а де-факто таких же имперских, только слегка прикрытых протухшим гламуром либерализма) движений, где его фигура может быть использована как своеобразный компромисс, что угодит и тем, кто хочет видеть реформы, и тем, кто настроен поддерживать власть. Кураев, таким образом, становится удобным политическим инструментом, который, на первый взгляд, может быть полезен обеим сторонам, но на деле способствует укреплению существующего порядка.
Это подрывает доверие к нему как к истинному идеологу и духовному лидеру, поскольку его идеология и публичная позиция могут изменяться в зависимости от политической конъюнктуры. Согласование с либералами и поддержка Путина, фактически, делают его не более чем инструментом Кремля, и эта двойственность ставит под сомнение его искренность и моральные устои.
Даже если он будет пародировать покаяниеи вещать с трибуны/кафедры про «мирное сосуществование», его мысли, как язвы, будут всё равно расползаться по стране, потому что для таких как он не существует «хорошей» версии русскости. Угроза для Украины, как и для её свободы, остаётся неотъемлемой частью этого навязчивого наследия. И какой бы ни была «демократическая» Россия в будущем, в ней всегда будет место для таких персонажей, как Кураев, готовых вернуть нас назад в болото имперских амбиций.
Так что не стоит заблуждаться – у хороших русских на самом деле нет ни будущего, ни реального примера для подражания. Это просто миф, придуманный, чтобы хоть как-то оправдать их существование.
Товарищ Кураев лично высидел яйцо того дракона, который сейчас сотнями тысяч пожирает человеческие жизни. Этот факт нельзя игнорировать, ведь он напрямую связан с событиями, которые сейчас происходят в Украине. И хотя бы его появление на публике — это попытка легитимизировать всё то, что происходит в Кремле, что ведет к разрушению, а не развитию нашей страны.
Более того, он и некоторые другие близко-церковные деятели, особенно те, кто находятся под влиянием московских структур, представляют реальную угрозу для будущего Украины. Если таких людей допустить в структуры, как ПЦУ, или Киевский Патриархат, то мы рискуем потерять контроль над нашим духовным развитием и самобытностью, ведь многие из них не только являются носителями пророссийских настроений, но и активно поддерживают путинские амбиции.
Восстановление Кураева патриархом Варфоломеем в церковном сане (хотя это и канонично и правомерно) может иметь критические последствия для Украины, ведь нельзя забывать о его исторических пророссийских высказываниях, которые прямо подрывают основы нашей государственности и национальной идентичности. И это нужно понимать не только для наших церковных структур, но и для всего общества. И даже несмотря на то, что ПЦУ получила Томос от Варфоломия, который является канонической инстанцией для православного мира, всё равно они не могут морально и духовно противостоять таким попыткам внедрения людей, представляющих интересы чужого государства.
Своей наивностью, идя на такие шаги, Царьград фактически подрывает идеи независимости и развития Украины. В ситуации, когда Москва активно пытается вмешиваться во внутренние дела нашей страны, пускать таких людей в среду ПЦУ — это лишь усиливать влияние внешнего врага, вместо того чтобы укреплять независимость и внутреннее единство.
Признаю, что мысль о запрете Кураеву въезда в Украину вызывает почти эстетическое удовольствие. В самом деле, почему бы не поставить этому неумелому лицедею метку «персона нон грата», ведь его визиты в Украину — это не просто церковная деятельность, а настоящая провокация, сознательное распространение ядовитых тезисов о ненависти к украинской нации и украинскому государству. Как только он распахивает рот, то этим самым возмущает национальные чувства каждого истинного украинца, который хоть чуть-чуть гордится своей страной и историей.
Но что ещё хуже, так это его отношение к государственной символике Украины. Это не просто ненависть, это откровенный издевательство! Он считает, что может осквернять наши гербы, наши флаги, а потом спокойно разваливать Украину на куски своими «богословскими» проповедями. Человек, который позорит украинский герб, раздавая значки с перечеркнутым трезубом, и при этом пытается обличать украинцев в их стремлении к независимости, очевидно, не имеет ни капли уважения к этому народу. В его глазах Украина — всего лишь неполноценный политический эксперимент, который можно и нужно уничтожить.
Вот почему его присутствие здесь, на святой украинской земле, — это не только оскорбление для каждого, кто хоть немного гордится своей национальной идентичностью, но и угроза для всей нации. Мы не можем позволить такому персонажу, пропитанному ненавистью и предвзятостью к Украине, продолжать разжигать раздор, сеять вражду, пренебрегать нашими ценностями и нашими героями. Смыслом его пребывания на территории Украины является лишь одно — представлять интересы враждебных сил и распространять ядовитую идеологию, которая нам не нужна.
Не удивительно, что этот внук беспризорника, олицетворяющий всю злобу и моральное падение московского «духовенства», не понимает ни сути украинской нации, ни смысла ее борьбы за независимость. Ведь сын преподавателя-конъюнктурщика, маргинал от маргиналов, всегда был плодом своего окружения, порождая не идеалы, а гнусное искажение реальности, дабы оправдать свою собственную бессмысленность. Подобный персонаж не имеет даже морального права пребывать на нашей земле.
Учитывая всю его прежнюю деятельность и слова, и даже отсутствие сожаления за свою многолетнюю и железобетонную украинофобию, для защиты интересов украинского народа и отрезания любых попыток влияния агентов Кремля, ему следует запретить въезд в Украину пожизненно. Пусть его грязное присутствие не оскверняет нашу землю, наполненную историей и гордостью. Хороших русских не бывает, и такие, как Кураев, лишь подтверждают эту жестокую истину, продолжая служить тому, кто хочет уничтожить нас как народ.
Товарищ Кураев, несмотря на свое резкое и противоречивое поведение, вряд ли когда-либо откажется от своей агрессивной позиции. Он не признал и не покаялся за свою долгую историю украинофобских высказываний и действия. Вся его проповедь в Украине и не только не была направлена на конструктивную работу или установление диалога, а скорее на то, чтобы усилить разногласия и раскол, поддерживая старые российские мифы, утверждая, что Украина не существует как самостоятельная нация, что украинцы якобы не заслуживают своего собственного государства и своей религии. Своими высказываниями он подрывал веру и мораль в тех, кто пытался построить нечто иное, чем продолжение старых путинских имперских амбиций.
Сегодня Андрей Кураев становится символом церковного имперства, несомненно, участвующего в полномасштабной войне против Украины. Его слова о «голубой мафии», «культуре смерти» и наивная попытка «снять маски» с врагов, всё больше напоминают действия, подчинённые определённой политической стратегии — стратегии, выстраиваемой с высоких коридоров Кремля.
Товарищ Кураев является не только обличителем в духовных вопросах, но и активным агитатором, представляющим собой интеллектуальную фронту, которая служит интересам российских спецслужб. Примечательно, как его борьба против украинских патриотов и активное участие в делах, затрагивающих целостность украинского государства, перекликаются с кремлёвской пропагандой и действиями, направленными на дестабилизацию страны. В этот раз Кураев, возможно, слишком откровенно показал свою роль в борьбе против Украины — не как духовного лидера, а как пешку в большой политической игре.
Сергей Сербин,
историк