Комплиментарные для главы правительства заголовки появились в СМИ после заседания Кабмина в прошлую среду. «Гройсман держит удар» и не позволяет ушлым деятелям из МВФ «продавить» в Украине новую (повышенную) цену на газ для населения, писали репортеры. И тут же добавляли: вопрос цены на газ не снят полностью с повестки дня, его решение всего лишь отложено с 1 апреля на 1 июня. Так что, возможно, повышения не избежать. Но суть даже не в этом. А в довольно таки искаженном способе подачи информации – ведь никакой особой заслуги Владимира Гройсмана в поставленной на паузу цене на газ нет, да и МВФ ничего подобного от него не требует. Однако разбираться в газовых перипетиях необходимо с самого начала.
Разговоры о повышении цены на газ вышли на новый виток после того, как президент Порошенко вернулся из Давоса со «скрещенными пальцами» и надеждами на приезд миссии МВФ и выдачу ею очередного транша. Согласно мифотворчеству нашей руководящей верхушки, МВФ едва ли не с пистолетом у виска требует от украинской власти повышения стоимости газа. А власть всеми силами упирается и такому решению противостоит. Еще 26 января Владимир Гройсман «твитнул» о том, что в текущем отопительном сезоне газ не подорожает. О том, что будет в следующем, премьер умолчал, добавив лишь, что соцзащита (читай: субсидирование) покроет все издержки населения.
Все это было очень неплохо, если бы Гройсману и Ко можно было верить. Напомню, что помимо Гройсмана, об отсутствии оснований для увеличения цены на газ для населения ранее заявляло и Министерство энергетики, и угольной промышленности. Это было в октябре 2017 года. Тогда же появилась информация, что стоимость газа может вырасти на 18%, если правительство будет руководствоваться при установлении стоимости топлива постановлением Кабмина №187, которое привязывает цену на газ к формуле «немецкий хаб +».
Вероятно, излишне пояснять, что эта формула рассчитывается на базе импортного паритета (т.е. средней стоимости газа за определенный период времени). И если такой паритет возрастет минимум на 10%, цена газа на следующий отопительный сезон должна пересматриваться. Но и это еще не все. Помимо увеличения стоимости топлива украинцев может ожидать еще один сюрприз – введение абонплаты за газ. Собственно, Нацкомиссия по регулированию энергетики и коммунальных услуг уже пыталась внедрить абонплату – было это недавно, в 2017-м, но тогда под давлением общественности новация была отменена.
Настаивал ли на подобных шагах Международный валютный фонд? Вопрос сложный, однако, я, пожалуй, соглашусь с теми экспертами, которые единодушны в том, что это отнюдь не наши кредиторы требуют повышения цены на газ. Их, мол, интересует платежеспособность Украины как таковая, а не то, каким именно способом производятся расчеты между населением и поставщиками коммунальных услуг. Плюс, как уже неоднократно было отмечено, МВФ ожидает от Украины прежде всего внедрения ряда реформ (земельной в частности), а также принятия закона об Антикоррупционном суде. Однако власти выгодно в перечень требований МВФ добавлять пункты, которых там на самом деле нет.
Возможно, МВФ действительно прибегает к более жестким интонациям в общении с украинским руководством. Ведь за последние три с половиной года Украине выплатили немало кредитов, но ни одно экономическое требование ею выполнено не было. Возможно, Фонд сам заинтересован в том, чтобы приостановить сотрудничество с нашей стороной, и, чтобы замаскировать этот грандиозный провал, правительство начинает выдумывать несуществующие ультиматумы по поводу пересчета цены на газ. Между тем украинская власть, обосновывая ценовые новации, не устает ссылаться именно на позицию МВФ, которая якобы и предопределяет дальнейший рост тарифов.
Интересно, что при этом деятели вроде Гройсмана любят поговорить на две темы. Во-первых, на тему о том, что в сложившейся ситуации Украина не может не платить рыночную цену на газ – суровую, но справедливую. Замечу при этом, что наша держава – принимая во внимание формулу «немецкий хаб +» – и так платит рыночную цену. Второй момент заключается в том, что, по словам премьера, Украина сможет устанавливать собственные правила игры лишь тогда, когда будет экспортировать, а не импортировать природный газ. То есть никогда.
Да, Украина не способна поставлять на международные рынки подобного рода топливо – для этого газ не добывается в достаточных количествах. Но самих себя мы вполне могли бы им обеспечить – во всяком случае, мантрами на эту тему украинцев кормят уже давно. 15 миллиардов кубов украинского газа покрывает потребности примерно 90% нашего населения. Докупить за рубежом остается не так и много – около двух миллиардов. Допустим, этот импортный газ мог бы рассчитываться по формуле «немецкий хаб +», но зачем натягивать цену паритета на собственные ресурсы? Получается, что независимо от происхождения топлива, наше население должно потреблять его по цене немецкого хаба плюс транзит. Затем выясняется, что и этого еще недостаточно, ведь цену нужно индексировать по курсу импортного паритета.
Согласимся с тем, что подобный стиль хозяйствования является довольно странным, и МВФ тут уж точно ни в чем не виноват. Между тем, если цена на газ для населения таки возрастет (пусть не в этом отопительном сезоне, а в следующем), то такой ее скачок потянет за собой всю остальную «коммуналку», и прежде всего – отопление. Ведь в себестоимости произведенной тепловой энергии 85% составляет газ. Поэтому в случае повышения цены на газ стоимость отопления возрастет как минимум на 5-6%. Что, в свою очередь, потянет за собой увеличение армии субсидиантов, о которых так трогательно обещал позаботиться Гройсман.
На самом же деле, то единственное, что по-настоящему волнует украинское руководство, лежит достаточно далеко и от установления социальной справедливости, и от рационального расчета цены на газ. Для правящей верхушки главное сейчас – удержаться на плаву и на своем утлом судне так или иначе докарабкаться до следующей президентско-парламентской каденции. Иными словами, момент для того, чтобы испытывать терпение социума, опустошая его карманы, сейчас крайне не подходящий. Но и одновременно выгодный для того, чтобы надувать щеки и изображать защитника в необъявленной войне с МВФ. Кто его знает, может быть, электорат снова купится и нашим деятелям действительно повезет – если не с траншем, то хотя бы с перевыборами?
Михаил Поживанов
Источник: 112.ua